Переезд высших российских судов в Петербург может плавно завершиться их объединением.
Об этом рассказали «Независимой газеты» несколько источников в Госдуме, близких к администрации президента. По их данным, возглавить структуру сможет после ухода из правительства Дмитрий Медведев. Эксперты сомневаются в необходимости слияния судов, хотя и признают вероятность создания на этой площадке некоего координирующего центра во главе с нынешним премьером.
По словам источников, «общее решение о слиянии принято, и вопрос упирается только в сроки его исполнения». Идею объединения судов продвигал в свое время представитель правительства в трех высших судах страны Михаил Барщевский. Его тогда резко критиковали, обвиняя в преклонении перед Америкой, где существует аналогичная система. Барщевский отбивался, называя американскую судебную систему наилучшей и наиболее уважаемой.
Информированный источник в Госдуме, близкий к руководству высших российских судов, подтвердил изданию – информация о слиянии судов серьезно обсуждается: «Я слышал такую точку зрения: маловероятно, что нынешний премьер сохранит должность надолго, а выращивать себе официального оппозиционера власти ни к чему. В силу этих причин оптимальной нишей для Медведева окажется перенесенный в Санкт-Петербург объединенный суд».
В целесообразности слияния судов сомневается член Научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: «Слишком велик риск ухудшения и без того не очень четко функционирующей судебной системы. И я думаю, Кремль это прекрасно понимает». Петров допускает, что обсуждение реформы может быть использовано для конкретизации разговора о том, что Медведев должен уйти с поста премьера. При этом эксперт считает, что речь идет о выстраивании «какого-то флигеля для Медведева с функциями всеобщего координатора большой судебной реформы с перспективами на 10–20 лет и со штаб-квартирой в Петербурге».
В качестве преемника Медведева, считает Николай Петров, уместнее всего смотрится Алексей Кудрин: «У нас было два правительства – правительство президента и правительство премьера. То, что мы видим сейчас, это вынимание из-под правительства премьера очень больших кусков ответственности – всего топливно-энергетического комплекса. И в качестве компенсации я вижу такой вариант: на это ослабленное правительство сажают либерала, улучшают имидж кабинета министров, и это дает возможность сохранить баланс, который сейчас систематически нарушается в пользу государственников».