Собственники малых долей в жилом помещении не могут претендовать на вселение в жилье, постановил Верховный суд России. Ранее суды, как правило, удовлетворяли подобные иски.
По данным Росреестра, в 2015 году права долевой собственности на жилые помещения зарегистрировали более 4,5 млн россиян - что составило более половины от всех физических лиц, оформивших права собственности на жилые помещения. Такой ажиотаж на рынке жилья не мог пройти незамеченным для любителей погреть руки на квартирных проблемах граждан, а в законодательстве и судебной практике нашлись для этого лазейки. В результате, скупка долей с целью наживы была поставлена на поток, пишет «Российская газета».
Незначительной долей в квартире считается доля, которая меньше одной четверти площади и самой маленькой изолированной комнаты. Доля, соответствующая такой комнате, уже является значительной, отмечает издание.
Ключевым моментом, определяющим возможность собственников незначительных долей вселяться в квартиры, была судебная практика по делам о вселении. Как правило, суды удовлетворяли иски о вселении и нечинении препятствий в пользовании квартирой. В результате часто возникали скандалы, когда собственники незначительных долей, вселившись, могли диктовать свои условия обладателям значительных долей, принуждая соседей к продаже их доли по заниженной цене.
Ситуация начала меняться после того, как до Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ дошло дело, в котором истица, обладающая долей в 1/40 части однокомнатной квартиры (которая в пересчете на жилую площадь составила всего 0,5 квадратных метра) требовала вселить ее в эту квартиру. Суды первой и второй инстанций полностью удовлетворили иск, но Верховный суд занял другую позицию. ВС констатировал, что, поскольку в рассматриваемом случае невозможно выделить 1/40 доли в натуре, отсутствует реальная возможность использования квартиры для проживания всеми сособственниками без нарушения прав собственников, имеющих большую долю в праве собственности. На этом основании суд отказал истице в иске о вселении. Эта позиция Верховного суда привела к тому, что при рассмотрении подобных дел, суды стали пресекать явные случаи злоупотребления правами, пишет газета.