Снизить стоимость перевозки для пассажиров российских авиакомпаний помогут не только отказ от питания в полете и введение невозвратных билетов, но также перевод продаж билетов в онлайн и увеличение пропускной способности аэропортов.
Такой вывод сделали эксперты компании McKinsey, сравнив затраты «Аэрофлота» и американских перевозчиков, пишут «Ведомости».
Как выяснилось, у крупнейшей российской авиакомпании они равны уровню расходов у традиционных перевозчиков, однако на треть выше, чем у дискаунтеров.
27% этой разницы можно было бы сократить при наличии альтернативных дешевых аэропортов, а также доступа к недорогим услугам по ремонту самолетов, считает McKinsey. Еще 60% дало бы повышение эффективности работы самих российских авиакомпаний. Так, показатель налета самолетов у «Аэрофлота» составляет 10 часов против 12-14 – в США. Аналитики связывают это с тем, что малое число российских аэропортов способно отправить самолет в обратный рейс за 30 минут. А это обязательное условие деятельности лоукостера.
Кроме того, дискаунтеры устанавливают более легкие кресла с меньшим расстоянием между ними. Поэтому в салоне самолетов A-320 «Аэрофлота» 140 мест, а у американских компаний - 162. Итого у лоукостеров на каждое пассажирское кресло тратится порядка 6,6 цента, а у «Аэрофлота» - 9,6, отмечается в исследовании.
Также дискаунтеры экономят за счет реализации более 90% билетов через свои сайты, в то время как «Аэрофлот» платит агентскую комиссию, нанимает персонал для собственных офисов и тратится на аренду помещений.
Участники рынка, опрошенные «Ведомостями», назвали еще ряд причин, по которым в России трудно создать лоукостера. Так, авиакомпаниям невыгодно покупать самолеты вместимостью более 160 кресел, поскольку они по-прежнему облагаются таможенными пошлинами в размере 20%. Кроме того, авиабилеты на внутренних направлениях, в отличие от международных, облагаются НДС со ставкой 18%.
В настоящее время в России нет авиаперевозчиков-дискаунтеров. В 2011 году две бюджетные авиакомпании «Авианова» и Sky Express прекратили свою деятельность.
В октябре глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев сообщал, что правительство РФ рассматривает возможность допуска к внутренним авиарейсам иностранных компаний-лоукостеров. Также, по его словам, активно обсуждаются возможности для создания российских бюджетных авиаперевозчиков.