Московская консерватория показывает результаты реставрационных работ в Большом зале, фойе и вестибюле. Это только часть работ, которые завершатся в 2016 году - в год, когда консерватории исполнится 150 лет. К этому же времени госчиновники должны будут утвердить схему работы с культурным наследием, определить правила и меру ответственности для нарушителей.
Николай Переслегин, советник руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, рассказал о проблеме нарушений в этой сфере: «Способов существует много – можно договориться с бомжами, чтобы подожгли, можно начать копать котлован рядом, который приведет к подвижке фундамента. Если мы даже знаем, кто нарушитель, кто этот злодей, мы может и накажем его обязательно, но памятник уже не вернуть, то есть это невозобновляемый ресурс. В этой связи нашей главной задачей является создание легальных прозрачных механизмов привлечения частных инвестиций, частных капиталов, чтобы сохранять и реставрировать здания стало экономически выгодней, чем сносить и строить на их местах какой-нибудь пустой бессмысленный новодел».
Первый этап реставрации Московской консерватории занял меньше года. Теперь здесь будут широко открыты двери и для людей с ограниченными физическими возможностями: минуя лестницу, они попадут прямо в партер, где для них приспособили престижный 6-й ряд. А в консерваторские подвалы теперь вместо хлама заполняют инженерные коммуникации. Ректор Московской консерватории Александр Соколов уточнил: «Они находятся под землей, между входом и памятником Чайковскому, примерно на глубине 8 метров уходят эти самые корпуса, куда и переместилась вся эта техника. Это освободило Большой зал от вибрации. Освободило от того, что так же являлось фактором, негативно влияющим на акустику. Были проведены акустические измерения. И сейчас они проводятся. Мы обещали в свое время поставить вопрос, впервые его поставить, это будет такой мировой опыт – зафиксировать именно как памятник эту акустическую картину. Ту, сохраненную и улучшенную акустику Большого зала, которая, будучи представленной в системе измерений, должна теперь стать обязательным условием для любого прикосновения к этому залу в дальнейшем».
После реставрации новая акустика зазвучит по-старому, как 110 лет назад. Для этого слой за слоем снимали краску и меняли полностью старый паркет, который был изуродован гвоздями. Такая поверхность -- враг хорошего звука. Ради акустики учитывали малейшие нюансы, которые могут на нее влиять. Ведь значение имеет даже лепнина, набивка и обивка кресел: для обновления последних использовали конский волос и никарагуанскую траву. Архитектор проекта реставрации Михаил Казаков пояснил: «Обивка, она же имеет определенную плотность, определенную фактуру. Представьте, если бы это была кожаная обивка, как бы она влияла? И как влияет бархатная? Они различные и по плотности, и по фактуре, и по прочим своим показателям. Кроме того, это негорючий материал, который обеспечивает противопожарную безопасность».
Самая крупная недоделка на сегодня – это орган Большого зала. Внешне он выглядит прекрасно. Проблемы с начинкой. Французской фирмы, которая его создавала специально для Московской консерватории, уже не существует. Но удалось найти мастеров в Швейцарии, которые унаследовали французские методики. Они согласились взяться за работу. Уже следующим летом начнется реставрация этой гордости консерватории.