Премьер-министр России Владимир Путин открыл комплекс защитных сооружений Петербурга, который строился более 30 лет.
Открывая комплекс, премьер заявил, что сегодня происходит неординарное, большое и историческое для Петербурга событие. Он напомнил, что КЗС начали строить еще в 1979 году, передает «БалтИнфо».
По словам Путина, строительство велось «ни шатко и ни валко». В 90-е годы оно было заморожено. Премьер рассказал, как в 2005 году он приезжал посмотреть на место строительства. «У меня возникло чувство, что восстановить это невозможно. Здесь была свалка из железобетона и железного лома», – заявил Путин.
Премьер отметил, что с введением в строй дамбы и участка КАД в Петербурге улучшится экологическая ситуация. «Транзит будет идти не через центр, а в объезд. Это улучшить экологическую ситуацию. Кроме того, от тряски большегрузов не будут разрушаться памятники архитектуры», – подчеркнул глава правительства.
Глава правительства поднялся на смотровую площадку, где ему продемонстрировали работу затворных механизмов, передает РИА Новости. Только один затвор весит 3 тысячи тонн, а вместе с рамой и шарниром общий вес этого узла достигает 5 тысяч тонн. Основное предназначение затворов на дамбе – предотвращать наводнения: смыкаясь, они перекрывают доступ воды к городу. «Достойно Петербурга. Грандиозное сооружение. Есть в этом технологическая красота», – прокомментировал премьер.
В завершение премьер-министра попросили сфотографироваться на память с участниками проекта, а также сопровождавшими его вице-премьером Дмитрием Козаком, губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и главой Минрегионразвития Виктором Басаргиным. Как объяснил сам Басаргин, эту фотографию добавят в альбом, посвященный КЗС, чтобы «знать, с чего все начиналось». «С чего начиналось, только я знаю», – сказал с улыбкой Путин.
Дамба и ее строительство
Дамба обезопасит город от наводнений и замкнет периметр Петербургской кольцевой автодороги. Несколько лет назад дамба была открыта наполовину – от Горской до отсрова Котлин (город Кронштадт), теперь же она соединила остров с другим районом Петербурга – с городом Ломоносов.
Комплекс, протянувшийся на 25 километров по акватории Финского залива, состоит из 11 каменно-землянных дамб, двух судопропускных и шести водопропускных сооружений, шестиполосной автомобильной дороги, пущенной по гребню дамб и подводному тоннелю.
КЗС рассчитан на то, чтобы обеспечить защиту жителей Петербурга, стратегических объектов и инфраструктуры города от подъема воды до пяти метров.
В октябре 2010 года КЗС уже помог предотвратить наводнение с подъемом воды на 180 сантиметров. После закрытия всех затворов комплекса уровень воды в Петербурге повысился лишь на 20 сантиметров.
Помимо своего основного предназначения – защиты города от наводнений, комплекс также замыкает периметр Кольцевой автодороги. Проходящий по дамбам КЗС участок Кольцевой автодороги соединяет между собой северную и южную части Петербурга, а также остров Котлин, он же обеспечивает наземную автомобильную связь с материком города Кронштадта.
Строительство КЗС началось в 1979 году. В 1995, когда было выполнено около 70% работ, стройка была приостановлена и возобновилась спустя десятилетие – после принятия соответствующей федеральной программы с финансированием в 109 миллиардов рублей.
Подсчитано, что в сооружение комплекса за время строительства было уложено более 42 миллионов кубометров инертных материалов, 2 миллионов кубометров железобетона, 100 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования. В проектировании и строительстве комплекса участвовали более 100 научно-исследовательских и проектных институтов, строительных и монтажных организаций, поставщиков материалов и оборудования.