Финансовая система России в настоящее время устойчива как никогда и готова к сильному внешнему негативу, заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме.
«Сейчас финансовые рынки стабильны, банковский сектор продолжает нормально функционировать — это говорит о том, что наша финансовая система сейчас гораздо устойчивее, чем в предыдущие годы, и гораздо лучше готова к значительным колебаниям цен на нефть и другим негативным внешним факторам», — сказала глава регулятора.
Фиксация курса рубля привела бы к ужесточению денежно-кредитной политики, плавающему курсу пока нет альтернативы, заявила Набиуллина, ее цитирует РИА Новости.
«Удержание курса не ликвидирует объективные проблемы, в первую очередь, снижения цен на нефть. Удержание курса потребовало бы значительной траты резервов и существенного ограничения рублевой ликвидности, а значит, и гораздо более значительного, чем сейчас, повышения ставок в экономике, что, в свою очередь, привело бы к сжатию кредитования реального сектора, причем прежде всего в импортозамещающих отраслях», — продолжила глава ЦБ.
Кроме того, по ее словам, могли возникнуть проблемы ликвидности на денежном рынке, а устойчивость банковской системы могла снизиться. «При этом курс в какой-то момент все равно пришлось бы отпустить, и сделать это резче», — подчеркнула Набиуллина.
Проведение Банком России жесткой денежно-кредитной политики позволило сдержать в текущем году и инфляцию, и ослабление рубля, заявила глава ЦБ. По оценке регулятора, в противном случае инфляция ускорилась бы до 11-12%, а рубль ослабился бы еще на 10%.
«Действительно, мы в этом году подняли процентную ставку в общей сложности на 4 процентных пункта. Принимали эти решения, проводя детальный анализ последствий и, прежде всего, влияния на экономический рост. Это непростая задача — обуздать инфляцию и при этом не дестимулировать экономический рост. Действительно, рост в этом году замедлился. Но какова была бы ситуация в экономике, если бы процентные ставки оставались на уровне 5,5%, как это было в начале года?» – сказала Набиуллина.
«Мы провели подобные оценки, и они заставляют задуматься. Эффект на экономический рост был бы минимальным в условиях низкой безработицы и высокой загрузки и изношенности основных фондов. Но это бы произошло за счет обесценения валютного курса еще на 10%, и роста инфляции к настоящему моменту примерно на 11-12%. Все это негативно сказалось бы на темпах экономического роста уже в следующем году», — заявила глава ЦБ.
«Со своей стороны, ЦБ готов к нестандартным мерам… И трехлетние кредиты по льготной ставке под инвестиционные проекты, и поддержка малого и среднего бизнеса — мы готовы и дальше рассматривать распространение таких нестандартных инструментов. Я говорила о том, что мы работаем сейчас и по сельскому хозяйству. Но важно, чтобы заработали эти меры», — сказала она.
«Мы применяем эти меры и готовы применять их дальше, но понимая, что общая направленность ДКП должна быть связана со снижением инфляции», — отметила Набиуллина.
Она добавила, что внешняя конъюнктура сейчас значительно изменилась. Прежде всего это касается снижения мировых цен на нефть. «Нужно, чтобы наша экономика научилась развиваться высокими темпами в условиях низких цен на нефть», — подчеркнула глава ЦБ.