Содержание проекта «Концепции внешней политики РФ», разработанного МИД РФ по указанию президента, стало известно журналистам.
Поручение МИДу разработать новую концепцию внешней политики Владимир Путин дал в день своей инаугурации 7 мая – оно содержится в его указе «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ». Подготовленный проект, который на днях был направлен адресату и другим ведомствам, президент должен подписать в декабре – проставив в него конкретную дату, пишет «Коммерсант».
Из документа следует, что его авторы во многом отталкивались от ключевых положений программной статьи Владимира Путина «Россия и меняющийся мир», опубликованной накануне мартовских выборов. Одним из таких положений является тезис о том, что России приходится строить свою внешнюю политику в крайне нестабильном мире, а многие его беды и проблемы происходят от попыток Запада, и прежде всего США, вмешиваться во внутренние дела других государств. В новой концепции этот тезис получил детальную проработку.
Авторам нового документа мир видится более «нестабильным» и «непредсказуемым» по сравнению с 2008 годом. Факторы, делающие его таковым, описаны в разделе «Современный мир и внешняя политика РФ». Первый – это глобальный кризис, являющийся «мощным катализатором глубинных сдвигов в геополитическом ландшафте».
Второй фактор нестабильности – вмешательство Запада в дела других стран, когда, как в случае «арабской весны», «попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей» чреваты «сползанием к хаосу и неуправляемости в международных отношениях».
Третий фактор – расшатывание роли ООН – проявляется в попытках «регулировать кризисы путем применения вне рамок Совбеза ООН односторонних санкций и мер силового воздействия», «произвольном прочтении его резолюций», «реализации концепций, направленных на свержение законных режимов».
Четвертый – усиление трансграничных вызовов и угроз, где в качестве одного из ключевых пунктов впервые названы «угрозы в информационном пространстве».
Пятый фактор нестабильности – «тенденция на реидеологизацию международных отношений».
С учетом всех этих факторов авторы концепции делают вывод: «В условиях глобальной турбулентности и растущей взаимозависимости государств не имеют перспектив попытки строить отдельные «оазисы спокойствия и безопасности». При этом России отводится «уникальная, сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации». В соответствии с этой сверхмиссией Россия и будет строить свою внешнюю политику.
У нее, по мнению авторов, должно быть несколько ключевых целей. Первая – помогать спасению мировой экономики, для чего «Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры» – явный намек на лоббируемую РФ идею о диверсификации мировых резервных валют. Вторая цель – борьба с вмешательством во внутренние дела. Для этого Москва будет «добиваться уважения прав и свобод человека», но «с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства». А в интернете – противодействовать использованию в этих целях новых технологий. Третья цель – отстаивание «безальтернативности» ООН, а значит, недопущение того, чтобы под предлогом концепции «ответственности по защите» (как в Ливии) «осуществлялись военные интервенции и прочие формы вмешательства».
Реализовывать эти задачи Россия намерена в том числе и с помощью «мягкой силы». Этот термин Путин впервые использовал в своей программной статье, а потом и в июльском послании к российскому дипкорпусу. В новой концепции впервые дается его отечественная трактовка – «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии».
С помощью такой «мягкой силы» Москва надеется создать «объективный образ страны», а заодно улучшить «информационное сопровождение» своей внешней политики. Для этого предполагается использовать «возможности новых технологий», а также потенциал «многомиллионной российской диаспоры» за рубежом. Проживающим за рубежом соотечественникам в новой концепции вообще отводится особая роль, а Россотрудничество впервые упомянуто среди структур, участвующих в разработке и реализации внешней политики РФ.
Изменились акценты и в разделе «Региональные приоритеты». Абсолютным приоритетом внешней политики РФ названа интеграция на постсоветском пространстве. В концепции большое внимание уделено СНГ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС (и будущему Евразийскому экономическому союзу), ОДКБ и Союзному государству РФ и Белоруссии (фактически выпавшему из прежней концепции). Россия надеется «подключить к углубленным интеграционным процессам» и Украину.
Второе место среди приоритетов РФ занимает Евросоюз – особо выделяется задача достижения безвизового режима. Важнейшими партнерами в Европе названы Германия, Франция, Италия и Нидерланды – то есть те, с кем Россия активно сотрудничает в газовой сфере. Далее говорится о взаимодействии с ОБСЕ, НАТО, странами Северной Европы, Советом государств Балтийского региона и Балканами.
После этого доходит очередь до США. От них РФ будет добиваться «правовых гарантий ненаправленности ПРО против российских сил ядерного сдерживания», а также «соблюдения норм международного права, включая принцип невмешательства во внутренние дела государств».
Хотя Китай и Индия упоминаются после США, развитие «дружественных отношений» с ними названо одним из «важнейших» направлений российской внешней политики. Азиатско-Тихоокеанский регион объявлен «самым динамично развивающимся геополитическим пространством, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики».