Прокладка второй нитки Байкальского тоннеля вошла в завершающую стадию. Работы проводит строительная компания «Мост», которую возглавляет Руслан Байсаров.
Протяженность второй нитки составит 6,7 км, что сделает ее одним из крупнейших искусственных сооружений в стране. Тоннель позволит увеличить пропускную способность участка Лена – Северобайкальск. Сейчас пропускная способность – 15 пар поездов, а с запуском второй нитки она вырастет до 25 пар.
Объект для Байкальского региона и всей страны крайне важен. По нему, как считают эксперты, будут перевозить 32,4 млн тонн грузов вместо нынешних 13,2 млн тонн.
Важность объекта понятна и по уровню инвестиций, в прокладку второй нитки уже вложено около 35 млрд рублей. Предполагаемые сроки окончания строительства таковы: конец II – начало III квартала нынешнего года.
Второй Байкальский туннель будет расположен на границе Иркутской области и Бурятии. Его задача – уменьшить загрузку своего «старшего брата», чья пропускная способность почти полностью исчерпана. Прокладка второй нитки проходит в рамках ФЦП по модернизации БАМа и Транссибирской магистрали.
Ситуация в Байкальском регионе изменилась в 2016 году, хотя и до этого шли разговоры о необходимости второй нитки. Ближе к реальности они стали после того, как миллиардер Руслан Байсаров (в 2018 году он занял 118-е место среди богатейших бизнесменов РФ по версии Forbes) приобрел 31% акций СК «Мост», увеличив свою долю до 56%.
«Самый быстро окупаемый проект»
Ранее о важности проекта для региона рассказал Владимир Путин. Президент уверен, что это будет еще и «самый быстро окупаемый проект» среди себе подобных.
Сам проект весьма сложен и масштабен. Неудивительно, что за него взялась компания «Мост», у которой есть необходимый опыт. На прокладке второй нитки задействованы 400 человек и свыше 100 единиц специальной техники.
В частности, строители применяют тоннелепроходческий комплекс LOVAT RM 394DS. Он зарекомендовал себя крайне позитивно еще в начале 2010-х, когда его применяли в Сочи на строительстве объектов в преддверии Олимпиады. Так, комплекс использовали при строительстве тоннеля Адлер – Красная Поляна.
Как отмечают специалисты, в Сочи работникам было попроще: все-таки климат совсем иной, а породы более мягкие (нежели чем у Байкальского хребта). Гендиректор АО «СТРОЙ-ТРЕСТ» (дочерней компании «СК Мост») Михаил Гутников пояснил, что трудности возникают из неоднородности и вязкости породы, вот процесс и идет тяжело.
В рамках уже упомянутой ФЦП предполагается также реконструировать старый тоннель. Немало вероятно, что этим также займется «СК Мост».
Руслан Байсаров не забывает и про Туву
Другая компания Руслана Байсарова – Тувинская энергетическая промышленная корпорация. Она сейчас принимает участие в инвестпроекте по освоению Элегестского угольного месторождения.
Как рассказал сам Руслан Байсаров, воплощение проекта в жизнь сильно зависит от строительства участка железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино. По его словам, этот участок – является одним из основных инфраструктурных звеньев логистической системы.
Контролирующий акционер СК «Мост» напомнил, что на Дальнем Востоке и в Сибири именно инфраструктурные ограничения выступают главной проблемой в вопросах освоения месторождений.
Группа компаний СК «Мост» ведет свою историю с 1991 года, когда сотрудники мостоотряда-55 создали ТОО «Мост». Среди работ компании – реконструкция Даниловского моста в Москве, мост через Вятку в Котельниче (Кировская область), первый ж/д-мост через Амур и проч.