Российско-абхазская граница не дает возможности для пропуска туристов, заявил в интервью Infox.ru министр иностранных дел Абхазии Максим Гвинджия. Страны готовят открытие морского, железнодорожного и авиационного сообщения.
-- Россия выделяет около 3 миллиардов рублей на ближайшие два года для Абхазии. На что в первую очередь пойдут эти средства?
-- В первую очередь эти средства пойдут на восстановление инфраструктуры и развитие социальной сферы. Инфраструктура является основной артерией, которая питает Абхазию. И благодаря ей мы также можем развивать туристическую инфраструктуру. Уже были предприняты определенные шаги – в этом году появятся новые туристические направления. В наших планах помимо развития западной Абхазии развитие восточной части страны. В восточной Абхазии наша туристическая сфера пока задействована наполовину. В ближайшем будущем мы надеемся развить эту часть страны, которая является более сельскохозяйственной. Но в то же время там очень много важных туристических достопримечательностей. Если их развить – в будущем это может дать дополнительный доход бюджету.
-- Какие города могли бы стать центрами туризма Абхазии?
-- Сегодня основные центры туризма Абхазии – это Гагра, Пицунда, Сухум. В будущем мы надеемся, что такими городами станут города восточной Абхазии – Очимчира, Гульрипш. И также есть очень интересные проекты по развитию Кодорского ущелья. Это уникальный природный заповедник с очень красивыми местами и богатым потенциалом для туризма.
-- Есть ли конкретные проекты?
-- Думаю, что пока что мы делаем первые шаги в области инвестиций. Пока мы развиваем основные отрасли туризма. Это инвестиции в развлекательную сферу, в гостиничный бизнес. Сельское хозяйство тоже начинает набирать обороты. Но для будущей перспективы этого недостаточно. Нужны более серьезные инвестиции, и очень важно развивать Абхазию как торговый черноморский центр, как государство, которое станет на Черном море катализатором многих экономических процессов. В Абхазии это можно сделать. Мы маленькая страна, можем быстро маневрировать, и очень гибкая бюрократия позволяет нам создавать очень выгодные привлекательные инвестиционные проекты. Но сейчас на первом этапе будут в первую очередь инвестиции в туризм.
-- Какие из российских компаний уже пришли в Абхазию?
-- Я знаю компанию «Алор», которая работает с компанией «Алахара». Есть еще много других компаний, в частности, в строительной сфере. Строительный бизнес в Абхазии тоже растет. Я не могу вспомнить всех названий – их очень много. Самое главное, что в Абхазии также есть возможности для маленьких компаний. И если кто-то хочет прийти в нашу страну с инвестициями, они не обязательно должны быть какими-то гигантскими, миллиардными. Есть поле для деятельности всех компаний любых масштабов.
-- Появилась ли возможность у государства вкладывать средства в туристическую отрасль или этим по-прежнему занимается только бизнес?
-- Безусловно, в частности, пицундский комплекс является государственным. Но он все-таки нуждается в частных инвестициях. Государство не может в полной мере инвестировать туда, потому что это требует больших затрат.
-- Каковы ваши прогнозы по развитию туристической сферы на наступающий сезон?
-- В этом сезоне мы ожидаем около 2 млн туристов, может быть, больше. Больше, так как появились новые возможности, и многие курорты в Сочи из-за строительных работ будут закрыты, и мы думаем, что часть туристов, которые не смогут попасть в Сочи, поедут в Абхазию.
-- Есть ли возможность для размещения?
-- Развивается частный сектор, также появилось несколько новых гостиниц, старые гостиницы были отремонтированы, подготовлены к новому сезону. Большого количества новых мест пока нет.
-- В связи с олимпийской стройкой озвучивалась возможность размещения рабочих на территории Абхазии…
-- Такие разговоры были, озвучивались идеи, но пока они не воплотились.
-- Насколько это вообще реально?
-- Это возможно. Все зависит от того, какими темпами будет идти стройка, какие у нее будут объемы. Если российская сторона сможет самостоятельно решать проблему -- как вы понимаете, в любом вопросе должен быть вопрос выгоды – если это выгодно и российской стороне, и абхазской, то почему нет?
-- Какова ситуация с аэропортом в Сухуми в настоящий момент?
-- Сейчас он пока находится в стадии восстановления. Если говорить реалистично, мы думаем, что в ближайшие два-три месяца запустим.
-- Есть информация, что этим будет заниматься либо турецкая компания, либо российская.
-- Много компаний хотят заниматься этим вопросом. И турецкие, и российские, и иорданские. Пока еще нет компании, которая бы пришла и начала работу. В будущем, вполне возможно, мы проведем тендер.
-- Управляющая компания тоже пока не выбрана?
-- Пока нет. Аэропорт подчиняется министерству экономики.
-- Была попытка посчитать объемы частных инвестиций со стороны России. Известны ли вам эти цифры?
-- Объем частных инвестиций я вам не скажу, потому что не знаю. Но они пришли в Абхазию намного раньше, чем помощь Российской Федерации. И эти инвестиции постоянно растут.
-- Что будет происходить с водным сообщением? Были разговоры, что появится что-то вроде морской ракеты…
-- Есть такие проекты. Есть проект «Сочи--Гагра», «Сочи--Новый Афон», «Адлер--Гагра». Я думаю, что они появятся. Граница уже не дает нам возможности для пропуска туристов. Нам нужны альтернативные пути – это авиасообщение, морское сообщение и железнодорожное.
-- Речь идет об этом сезоне?
-- Да. Уже, возможно, в этом сезоне будет катер, ракета…
-- Отчего зависит срок запуска такого проекта?
-- Это зависит от компании. Если найдется компания, которая будет в этом заинтересована и будет готова запустить такой проект, -- конечно. Во всем в первую очередь стоит выгода.