Арабские инвестиционные фонды ведут переговоры о покупке токсичных активов российских банков, в том числе Сбербанка и ВТБ. Эксперты удивлены: цивилизованного рынка плохих долгов в России нет.
Плохие долги российских банков заинтересовали арабские инвестиционные фонды. «Российские банки ведут переговоры с арабскими инвесторами по вопросу продажи проблемных активов. В переговорах участвуют представители государственных банков – Сбербанка и структуры ВТБ», -- рассказал источник Infox.ru в банковском сообществе. По его словам, существует три группы инвесторов – из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна. «Банкиры склоняются к представителям фондов из ОАЭ как менее радикальным», -- отметил он.
В Сбербанке от комментариев отказались. В ВТБ переадресовали вопрос в «ВТБ Капитал», где на письменный запрос Infox.ru не ответили. Инвестиционные фонды ОАЭ -- Abu Dhabi Investment Authority и Dubai Investment Authority – на запрос Infox.ru также не ответили.
По словам источника, в российском банковском сообществе «активно изучают особенности исламского банковского дела».
Доцент кафедры мировой экономики МГИМО Сергей Жданов не удивлен, что у арабских инвесторов есть интерес к токсичным активам в России. «У них есть свободные средства, которые традиционно инвестировались в США и Европу. Сейчас уровень доверия между странами падает, арабским инвесторам приходится искать другие рынки», -- пояснил ученый. Запад не смог вернуть финансовые отношения с арабскими государствами на тот уровень, который был до теракта 11 сентября 2002 года, после которого США заморозили арабские вклады. «В том числе на этом фоне между Россией и арабскими государствами наступило политическое потепление», -- отметил Сергей Жданов.
Ответственный секретарь комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности Сергей Моисеев говорит, что российский рынок токсичных долгов не организован таким образом, чтобы вызвать интерес иностранных инвесторов. «Это могут быть единичные случаи. Рынка плохих долгов, который может привлечь стороннего инвестора, в России нет. Из западных инвесторов могут присутствовать только офшорные компании, фонды из США и Западной Европы. Исламские страны -- едва ли», -- убежден он.
Сейчас действует несколько схем покупки плохих долгов у банков. «Плохая задолженность с баланса банка переписывается на аффилированную компанию, которая продается инвестору. Но такую схему покупатели не любят, предпочитая контактировать напрямую с банком. Поэтому чаще всего плохая задолженность продается инвестору по договору цессии», -- рассказал президент коллекторского агентства «Долговой эксперт» Валерий Кардашов.