Министр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что российские школы смогут перейти на подушевое финансирование уже через два года. Оно предполагает выделение средств не на школу, а на число учащихся. Сейчас такая схема действует лишь в ряде регионов. Однако повсеместное внедрение нового норматива может увеличить и число «мертвых душ».
Полный переход на новые нормативы подушевого финансирования российских школ возможен уже в 2012 году. Об этом, как передает «Интерфакс», заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко, выступая на заседании президиума совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики в Тюмени. По его мнению, это повысит эффективность работы российских школ.
Подушевой принцип финансирования предполагает выделение бюджетных средств не в целом на образовательное учреждение, а в расчете на каждого ученика. При переходе в другую школу школьник «забирает» с собой выделенные на его обучение деньги. Чем больше учеников, тем больше средств получает школа.
В 2007-2009 годах подушевой принцип финансирования вводился в ряде регионов страны в качестве пилотного проекта. По мнению Фурсенко, повсеместное введение подушевого норматива улучшит положение детей с ограниченными возможностями. «Таким образом, такой ребенок может переходить в нормальную школу, сохраняя за собой данный норматив», -- сказал министр.
«Плохие» школы оптимизируют
Министр также сообщил о планах выявления неэффективных школ, которые могут быть реорганизованы, расформированы или оптимизированы. Кроме того, рассматривается возможность перехода школ на хозяйственную самостоятельность.
Планируется, в частности, применять более гибкий режим финансирования. «Школы могут получать финансирование без разбивки по статьям. Это позволит им более гибко направлять средства на собственные нужды», -- отметил Фурсенко.
Фурсенко предложил выбрать пилотные муниципалитеты или проекты, где будут отработаны данные методики. Кроме того, школы будут включены в электронный мониторинг.
«Мертвые души»
Начиная с 2007 года в 31 регионе страны внедрялись комплексные проекты модернизации образования (КПМО). Они предполагают введение новой системы оплаты труда, переход на нормативное подушевое, развитие сети образовательных учреждений, создание региональных систем оценки качества образования, расширение общественного участия в управлении образованием.
За три года в реализацию КПМО были вовлечены порядка 5 млн школьников (около 40%), около 20,5 тыс. школ (40%), 800 тыс. работников образования, в том числе 450 тыс. учителей (35%).
У новой системы финансирования школ могут быть свои минусы. Чтобы выбить себе достойное финансирование, некоторые школы стали зачислять несуществующих учеников. В ноябре 2009 года в ходе проверки в ряде школ Владимирской области были выявлены тысячи «мертвых душ». Под эти мифические показатели школы получили вполне реальные деньги из областного бюджета -- более 102 млн рублей. В марте прошлого года в одной из Челябинских школ насчитали 30 «мертвых душ» -- по одному-два несуществующих ученика в каждом классе.