На рынке кинопроката не осталось малого и среднего бизнеса. В кризис крупнейшие кинопрокатные компании консолидировали в России 98% кассовых сборов. Укрупнение рынка -- следствие конкурентной борьбы и потери интереса к артхаусным показам, считают эксперты.
По данным аналитического доклада компании MovieResearch, на рынке кинодистрибуции в России почти не осталось мелких и средних прокатчиков. Отрасль консолидировал крупный бизнес. К концу третьего квартала 2009 года почти весь рынок поделили между собой десять крупнейших прокатных компаний. По итогам девяти месяцев 2009 года на их долю приходится 98% всех кассовых сборов (17 млрд руб.). По количеству выпущенных в прокат фильмов за этот же период десятка дистрибуторов занимает меньшую долю -- только 69%.
90% сборов от кинопроката (15,7 млрд руб.) получили всего пять крупнейших компаний отрасли. В 2008 году на долю пятерки лидеров приходилось 79%.
Консолидацию рынка в MovieResearch считают следствием финансового кризиса. Большая часть расходов кинопрокатных компаний исчисляется в долларах, и основной проблемой для них стала девальвация рубля. Компании-мейджоры имели в своем запасе «подушку безопасности» в виде голливудских хитов «с понятным и предсказуемым прокатным потенциалом» и потерпели «значительно меньший урон», говорится в докладе.
Независимые прокатные компании в это же время оказались в условиях «достаточно сильной конкуренции». На рынке появились два новых игрока («Вольга» и «Леопарт»), а еще три участника кинопроизводственного рынка (продюсерские компании «Красная стрела», «Профит» и СТВ) создали объединенную прокатную компанию «Наше кино». Часть компаний (Lizard Cinema Trade, «Пирамида») ушли с рынка.
Генеральный директор коммуникационной группы «Планета информ» Дмитрий Литвинов считает, что высокий уровень консолидации рынка кинопроката в России объясняется завершением процесса его формирования.
Дмитрий Литвинов отмечает сильный разрыв между рыночными долями кинопрокатных компаний, представляющих в России интересы западных мейджоров (20th Century Fox, Paramount, Sony, Universal, Warner), и независимыми компаниями: находящееся на пятом месте по сборам российское представительство Universal Pictures International заработало за девять месяцев в 2,5 раза больше, чем расположившаяся на шестом месте российская компания «Парадиз».
«Студии имеют больший рычаг для давления на кинотеатральные сети, чем независимые дистрибуторы: они могут продвигать фильмы в составе пакетов. Это нормальный бизнес-механизм. А российские представительства мейджоров одновременно выступают и крупнейшими дистрибуторами российского кино. Максимум, на что может рассчитывать в нашей стране независимый прокатчик, -- 5% от общих сборов», -- уверен Дмитрий Литвинов.
Президент артхаусной кинокомпании «Леопарт» Антон Мазуров считает, что консолидация происходит «в рамках нормального рыночного процесса». «Это конкурентные прокатчики, у них есть прибыль и окупаемость. А артхаусный прокат в стране практически остановился, погиб и интереса у зрителей не вызывает», -- поясняет он. По мнению Антона Мазурова, в сложившейся структуре кинопроката «без государственной поддержки у артхауса нет перспектив».