Российская индустрия моды, возможно, находится на пороге кризиса, который может привести к большим изменениям как для российских дизайнеров, так и для западных экспортеров. Это следует из исследования состояния российской индустрии моды Russian Trends Watch.
Исследование компании RTW (Russian Trends Watch) показало, что российская индустрия моды сильно пострадала от финансового кризиса, несмотря на то что российские потребители по-прежнему готовы тратить на товары класса люкс. Авторы отчета полагают, что падение сектора российской моды связано не только с рецессией, но и с другими факторами, как-то: отсутствие профессионального менеджмента, проблемы с производством и плохо функционирующая инфраструктура.
«Россия -- очень привлекательный рынок, с высочайшим спросом на роскошь. Но российская индустрия моды в основном основана на импорте, -- говорит Маргарет Энн Поли, консультант и автор учебников о развитии моды. -- Разумеется, финансовый кризис сильно повлиял на спрос, но дело не только в спросе. Российские дизайнеры еще не сумели трансформироваться в профессиональное сообщество. Есть дизайнеры, но нет производства, нет дистрибуции, нет логистики. Мы советуем нашим клиентам не покупать коллекции из России. Не потому что коллекции плохи. Просто производящие их компании ненадежны».
«Индустрия моды развивается, но она все еще в зачаточном состоянии. Многие дизайнеры -- вообще не дизайнеры, а подруги и жены олигархов. Они получают финансирование от своих состоятельных друзей, получают удовольствие от гламурной атмосферы, но они не способны руководить компанией и производить продукцию того качества, которое ожидает западный потребитель», -- говорит Ирэн Фридмэн, автор популярного фэшен-блога. «Посмотрите, например, на Киру Пластинину, вчерашнюю школьницу и дочь миллиардера, которая попыталась (безуспешно) занять нишу на рынке США. Или другой пример -- Алена Ахмадулина, которая представляет себя как ведущего дизайнера в России, но известность которой среди профессионалов на Западе равна нулю. Для того чтобы индустрия развивалась, местным брендам необходим сильный менеджмент, желательно с профессиональным образованием и опытом, полученным в Нью-Йорке или Лондоне», -- добавляет Фридмэн.
Опрос американских и английских участников рынка, проведенный RTW весной 2010 года, показал, что самыми большими проблемами работы с российскими модными домами стали проблемы с поставками (61% байеров назвали это основной проблемой). Самыми известными российскими марками, по мнению участников опроса, оказались Денис Симачев (19%), Вячеслав Зайцев (16%) и Валентин Юдашкин (12%). Наименее популярная марка -- Алена Ахмадуллина (менее 1%).
В отчете также отмечено, что российская индустрия моды развивается, несмотря на сложности. Опросы показывают, что среди студентов профессиональных вузов большое количество студентов из России. «Студенты из России приезжают сюда, чтобы получить образование и уехать обратно, чтобы открыть свой собственный дом моды», -- говорит Джо Майорка, декан университета Fashion Institute of Technology.