Обвал на российских биржах продолжился. Фондовые индексы упали на 7--8%. ММВБ снова приостанавливает торги.
К 13.02 индекс РТС упал на 7,21% до 769,99 пункта, индекс ММВБ к 13.02 упал на 8,05% до 712,76 пункта. В 11.05 торги на ММВБ приостанавливались на один час из-за обвала. Падает все -- автопром, нефтегазовые компании, металлургия и связь.
Аналитики надеялись, что выбор Барака Обамы президентом США воодушевит инвесторов и рост на мировых биржах продлится хотя бы до конца недели. Но трейдеры снова начали распродажу. По мнению Натальи Орловой, главного экономиста Альфа-банка, в сентябре-октябре прошла первая волна кризиса. Вторая, более мощная, впереди -- она коснется реального сектора экономики. «Скорее всего, пройдет череда банкротств, увольнений. Если первая волна особенно сильно ударила по автопромышленности, строительству и банковской системе, то вторая волна может привести к сжатию в других секторах», -- предупреждает экономист.
Михаил Аристакесян из «Финама» согласен: пик кризиса впереди. «Все зависит от действий новой американской администрации», -- считает эксперт. «Результаты выборов в США дали больше вопросов, чем ответов. Несмотря на постоянные призывы Барака Обамы к переменам, реальными делами он никогда не занимался. Так что пока не ясно, что и как именно он собрался менять», -- скептичен аналитик.
Падение рынков в четверг не удивляет Наталью Орлову. «Выборы в Америке закончились, сюрпризов для инвесторов больше нет, поэтому на рынках вновь возобладала естественная тенденция», -- говорит она.
Цены на нефть, на которые ориентируются российские инвесторы, тоже падают. Подешевев в среду на $4,57 (6,88%) до $61,87 за баррель, нефть марки Brent в четверг продолжила падение, упав к 11.44 еще на $1,33 (2,15%) до $60,54 за баррель.
По мнению Натальи Орловой, в ближайшее время на фондовый рынок повлияют решения саммита G20, который пройдет 15 ноября в Вашингтоне. Ряд участников встречи, в частности президент России Дмитрий Медведев, будут настаивать на изменении мировой финансовой архитектуры. Наталья Орлова ждет усиления роли Международного валютного фонда и ужесточения ограничений на движение капитала.
Михаил Аристакесян, напротив, не ждет «революционных решений». «Скорее всего, саммит будет представлять собой обмен мнениями. Возможно, примут какие-то полезные, но малоэффективные меры. Но на то, чтобы выстроить совершенно новую мировую финансовую структуру, нужно гораздо больше времени», -- говорит аналитик.