Российские туроператоры поднимают цены на путевки. В стоимость включаются топливные сборы, авиаперевозчики ссылаются на рост цен на топливо и аэропортовые услуги. Компаниям-дискаунтерам приходится возить топливо с собой, чтобы на заправляться дорогим керосином в аэропортах.
Российские авиакомпании оповещают туроператоров о повышении цен на билеты. «Нам прислали письма о повышении стоимости авиакомпании «Ямал» и «Глобус», -- рассказывает Андрей Кольчиков из Megapolus tour. Еще в апреле перевозчик «Вимавиа» разослал турфирмам аналогичное письмо. «Вимавиа» поднял цену на 10%, «Глобус» – на 6%. «Цена на топливо периодически увеличивается, надо смотреть на общую ситуацию на рынке. Увеличение происходит на 5-10 процентов», -- поясняет Анна Подгорная, гендиректор компании «Пегас туристик», использующей борта «Оренбургских авиалиний». «Ценообразование по чартерным рейсам разное, размер доплаты может зависеть от типа воздушного судна», -- говорит эксперт. «Еще ряд компаний озвучивал грядущий рост цен, но до писем дело пока не дошло», -- рассказывает один из участников рынка.
На сайтах туроператоров появились объявления о доплатах за перелет. «По договору авиакомпании имеют право выставить дополнительную плату при увеличении стоимости топлива», -- рассказывает Анна Подгорная. Информация о введении топливного сбора по ряду направлений размещена на сайте туроператора Tez tour -- в частности, на рейсы в города Турции он составляет $40.
Несколько раз в год авиакомпании, осуществляющие чартерную перевозку, требуют доплаты за места, которые у них выкупили туроператоры. Такое требование мотивируется ростом цен на авиакеросин и нежеланием брать на себя связанные с этим издержки. Авиакомпании ставят туроператоров перед необходимостью осуществить оплату за свой счет или за счет туриста.
Перевозчики вынуждены менять стоимость авиабилетов из-за роста цен на авиакеросин. По данным Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга, стоимость топлива в аэропорту Шереметьево в апреле 2010 года выросла на 5% по сравнению с декабрем 2009 года, в аэропортах Внуково и Домодедово стоимость топлива практически не менялась. Авиакомпании, специализирующиеся на бюджетных авиаперевозках, находят способ экономить, уверены аналитики комитета: «Дискаунтеры при выполнении рейсов из аэропортов с высокой ценой топлива используют программу «танкеринг», то есть в своем базовом аэропорту берут на борт избыток керосина, чтобы не заправляться в аэропортах с высокой ценой на топливо».
На стоимость авиабилетов влияют также и такие факторы, как цена услуг хэндлинга в аэропортах и изменение курсов валют. «Договоры на летний период заключались в январе-феврале, с тех пор курсы валют изменились», -- напоминает Андрей Кольчиков. В январе 2010 года доллар стоил в среднем 29,3 рубля. В среду доллар стоит 30,7 рубля.
Борьба с доплатами важна не только для конечного потребителя, но и для туристической отрасли, так как косвенно способствует увеличению глубины продаж. В практике туроператоров -- стимулировать раннее приобретение турпутевок скидками и спецпредложениями. «Мы ориентируем клиентов на раннее бронирование. Но потом получается, что мы вынуждены им звонить и просить доплатить», -- жалуется Борис Максимов, гендиректор «Глобал Трэвел». Для того чтобы не оказываться в такой ситуации, туроператорам сейчас необходимо заранее закладывать в стоимость тура возможное повышение цены на авиаперевозку, считает он.