Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:50
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Фатих Бироль: мы видим разрыв связей между странами Запада и Востока

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Рост цен на нефть выше $80 за баррель не выгоден России -- дорогое сырье ослабляет экономики стран-потребителей и провоцирует снижение спроса, считает главный экономист International Energy Agency Фатих Бироль. В интервью Infox.ru он усомнился в надежности роста мировой экономики, но не исключил взлета нефтяных котировок из-за кризисного спада инвестиций в добычу.

- Что International Energy Agency ожидает от нефтяного рынка в 2010 году?

- В этом году мировой спрос на нефть вырастет по сравнению с 2009 годом. В прошедшем году мы увидели значительный спад из-за проблем в экономике. В 2010-м мы ожидаем роста, но насколько сильным он будет -- зависит от того, насколько сильным и быстрым будет оздоровление мировой экономики. Ожидаю, что спрос возрастет на 1,2 млн баррелей в сутки. То есть более 1% плюсом в сравнении с 2009 годом. Но вот что важно: весь прирост будет обеспечен тремя потребителями: Китаем, Индией и Ближним Востоком. Они будут двигателями роста. Другие страны, те, кого мы привыкли считать центрами потребления нефти – США, Европа, Япония – будут отличаться вялым спросом, если даже не сокращением спроса.

- Вы не рискнете назвать рост стабильным?

- Определенно, рост нельзя назвать сильным – очень слабое восстановление. Мы видим своего рода разрыв связей между странами Запада и Востока. Пока богатые страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, по большей части падали, экономики Китая и Индии более-менее активно росли. Ощущение, что мы живем в едином экономическом пространстве, пропадает. Локомотивы мировой экономики будут смещаться в сторону Азии. Значение стран, входящих в ОЭСР, будет постепенно уменьшаться.

- Вы видите потенциал наращивания добычи нефти в России?

- Я ожидаю, что добыча нефти в России будет на уровне порядка 10 млн баррелей в сутки еще много лет. Главный риск в секторе связан с политикой государства. Будут ли российские власти проводить финансовую стимуляцию отрасли, и будет ли инвестиционный климат стабильным? Или будет меняться каждый год от одного инцидента к другому? Это может дать неоднозначные сигналы инвесторам.

- Как IEA оценивает текущую работу правительства в нефтяном секторе?

- Хорошая работа, но стоит продолжать в том же духе. Не должно быть неоправданных изменений, ложных сигналов для инвесторов. Если вы даете определенное количество льгот в этом году, не стоит сразу сокращать их в следующем и затем вновь увеличивать через год. Должна быть стабильность.

- A как вы оцениваете перспективы вступления России в Организацию стран -- экспортеров нефти?

- Это зависит от решений каждой отдельной страны -- они решают, что им делать. Мы слышали, что Россия может присоединиться к организации. Какую цену придется заплатить за вступление и каковы преимущества в нефтяной или газовой сфере от вступления в ту или иную организацию -- решать России. Это внутреннее решение.

- Связь между объемом производства и ценой нефти ослабла. Почему?

- Спрос на нефть в 2009 году ослаб в результате коллапса мировой экономики. С восстановлением мировой экономики в 2010 году мы ожидаем и роста спроса на нефть. Но если мы не увидим значительных инвестиций в добычу нефти, и спрос пойдет сильно вверх, это может привести к очень высоким ценам. Это не очень хорошо для многих стран мира.

- Ваш прогноз по ценам на нефть в 2010-м?

- При экономическом буме мы будем по-прежнему видеть высокие цены на нефть. Если они станут слишком высокими – мы не думаем, что это будет хорошо, в том числе для экспортеров. Мы видели в 2008 году цену в $147 за баррель, и это не хорошо для производителей, потому что потребители начинают искать альтернативу нефти. Во-вторых, экономики стран с высоким уровнем потребления становятся слабыми из-за высоких цен на нефть. И это не хорошая новость для экспортеров, потому что они нуждаются в партнерских отношениях со здоровыми экономиками с нормальным спросом на нефть.

- И все же, какую цену вы считаете слишком высокой?

- Сейчас цена находится в коридоре $70-80 за баррель. Выход за его пределы -- это, вероятно, слишком высоко.

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама