Туроператор «Русский Холидей» не смог отправить группу туристов на Бали. Туристические агентства заявляют о частичном невыполнении обязательств. В случае проблем у компании туристы могут лишиться своих денег -- договор на финансовое обеспечение закончился, говорят страховщики. К сбоям в работе старого игрока туристического рынка привел финансовый кризис, считают эксперты.
Туристические агентства заявляют о частичном невыполнении обязательств компанией «Русский Холидей». Туроператор отменил групповой тур на Бали для клиентов туристического агентства «Цезар». Тур должен был начаться 28 декабря, стоимость путевки составила около 1 млн руб. «Нам до сих пор не объяснили причин. Об отмене сообщили практически накануне», -- говорит Наталья Морозова из отдела иностранного туризма «Цезар».
По ее словам, из «Русского Холидея» пришло письмо, содержащее обещание погасить половину стоимости 25 января, а оставшуюся часть после того, как будут получены средства от отеля. «Мы крупное агентство и дорожим своими клиентами. Такого от туроператора не ожидали: ездили с ними в рекламный тур, все нам очень понравилось», -- добавляет она.
Компания работает на туроператорском рынке с 1997 года. Специализируется на отдыхе в Греции и странах Юго-Восточной Азии. Генеральный директор «Русского Холидея» Виктор Загребин от телефонного комментария отказался.
На сайте туроператора указано, что договор на страхование ответственности с ЗАО страховая компания «Ариадна» был заключен 1 июня 2009 года, срок действия -- до 31 мая 2010 года. Размер страховой суммы -- 10 млн руб. В страховой компании «Ариадна» Infox.ru сообщили, что с «Русским Холидеем» больше не работают. «У нас закончился с ними контракт в марте прошлого года. Наши данные они постоянно указывают в контрактах», -- говорит Элла Савельева, главный андеррайтер страховщика.
С проблемами при отправке туристов через «Русский Холидей» столкнулись в туристическом агентстве «Мистер Тур». Сотрудница агентства рассказала Infox.ru, что клиентка, заказавшая через агентство тур, не получила вместе с ваучером билеты на самолет. Они пришли ей позднее, уже на отдыхе, причем дата отлета отличалась от оговоренной ранее на два дня в меньшую сторону. «Мы расплатились с нашей клиенткой самостоятельно. «Русский Холидей» вернул нам около 60% от этой суммы», -- рассказывает менеджер «Мистер Тур». По ее словам, в «Японских авиалиниях», предоставлявших услугу авиаперевозки, сказали, что проблемы с билетами возникли потому, что туроператор их не проплатил.
«Это маленькая компания. Проблемы у нее начались в связи с кризисом, туристов сейчас практически единицы», -- считает участник туристического рынка. С ним согласна Наталья Морозова -- ей известен случай невыполнения обязательств туроператором еще в 2008 году: «Мне пришло письмо от руководства компании «Аум-тур». Там говорится, что туроператор им не до сих пор не вернул около $6 тыс., которые они внесли за отель на Бали в декабре 2008 года. Когда туристы приехали туда, выяснилось, что «Русский Холидей» за них не заплатил».
«У наших офисов в работе с «Русским Холидеем» все было нормально. По крайней мере опыт был не отрицательный», -- говорит Борис Максимов, генеральный директор сети агентств «Глобал Трэвел». Объем продаж туров не очень большой, добавляет он.
«Руководство турфирмы осенью 2009 года не представило данные о своей компании -- в какой сфере они работают, поэтому в реестре туроператоров «Русского Холидея» сейчас нет. Прежние гарантии у них были на 10 млн руб., но теперь, после принятия нового закона, этого достаточно только для операторов въездного туризма», -- говорит Изо Арахамия, начальник правового управления Ростуризма. Новые финансовые гарантии компании должны быть минимум на 30 млн руб., уточняет она. Работа туроператора без реестрового номера - не единичный случай, указывает Георгий Мохов, гендиректор «Персоны Грата». «Возможно, 30% рынка так работает. Во-первых, никто не проверяет. Во вторых, если не причинен ущерб туристам, то потребность в финансовом обеспечении туроператора заключается только в соблюдении требований закона», - говорит он.