Перед Новым годом туроператоры «Натали турс» и «Пегас туристик» ограничили размер скидок, которые турагентства могут предоставлять при продаже путевок. Операторы угрожают агентам снижением комиссионных, если агентство будет уличено в «необоснованно завышенных скидках». Агенты вынуждены демпинговать из-за сокращения турпотока.
О том, что «Пегас туристик» отправила своим агентам уведомление, ограничивающее возможный размер скидок, Infox.ru рассказала гендиректор туроператорской фирмы Анна Подгорная. «Компания обеспокоена ситуацией на турагентском рынке в отношении неоправданно высоких скидок. Подобные действия создают нездоровую атмосферу на рынке», -- считает она. В уведомлении говорится, что «компания «Пегас туристик» не рекомендует предлагать наш продукт с необоснованно завышенными скидками» и «оставляет за собой право снизить вознаграждение агента соразмерно предлагаемой скидке, предварительно уведомив руководство». По словам Анны Подгорной, мера уже дала определенный эффект: «Нам звонят, спрашивают, почему снизилась комиссия, обещают исправиться и больше так не делать».
Туристические путевки операторы, как правило, продают не напрямую клиентам, а используя услуги турагентств. Турагентства работают за комиссию, которую им выплачивает туроператор и которая варьируется в зависимости от объемов продаж (может составлять 14% от стоимости проданной путевки). В связи со снижением туристических потоков на российском туристическом рынке многие турагентства стали активно демпинговать, стимулируя спрос низкими ценами. «Порой размер скидки туристу равен той комиссии, которую агентство получит от туроператора. Работа с нулевой прибылью – это абсурд», -- говорит эксперт.
Предоставление скидок – нормальная практика, но они должны носить разумный характер, говорит один из участников рынка: «Это примерно 5% от стоимости путевки. Но не всем подряд -- некоторые дают скидку по подарочным карточкам, только постоянным клиентам».
В компании «Мистертур» слышали о подобных действиях туроператоров «Натали турс» и «Пегас туристик», говорит менеджер компании: «Мы, как все, против скидок. Больше трех процентов мы не даем никогда. Получить скидку может у нас постоянный клиент или группа туристов».
Сеть агентств RGB tour продает путевки «Пегас туристик», но письма компания не получала, рассказывает коммерческий директор Михаил Алексеев: «Я считаю, что подобная мера -- это неплохо. При таком демпинге на два процента, остающиеся от комиссии, держать структуру агентства – бухгалтерия, курьерская служба – это путь в никуда». Кроме того, по его словам, демпинг губителен для регионального рынка: «Идет отток туристов от нормально работающих агентств. Потом демпингующее агентство, конечно, закрывается, но в тот промежуток, что оно еще работает, остальные испытывают трудности».
Запретить делать скидки по закону нельзя, так же как и контролировать этот процесс. «Все агентства -- юридически самостоятельные единицы. Но отслеживать факты демпинга помогают сами же агентства – отправляют нам скриншоты или копии рекламных объявлений», -- рассказывает Анна Подгорная.
На сайте туроператора «Натали турс» размещена информация о том, что расторгнут агенсткий договор с екатеринбургской фирмой «Клео тур». По словам гендиректора агентства Дмитрия Кобякова, его компания стала жертвой действий субагентов: «Один из наших субагентов давал, как посчитали в «Натали турс», слишком большие скидки. Но мы же не вправе регулировать размер скидки прямым клиентам». Договор был расторгнут из-за нарушения пункта, который запрещал активную «рекламную компанию скидок на туруслуги от 10 процентов». «Они позвонили в офис нашего субагента, запросили размер скидки, и там им такое сказали», -- говорит Дмитрий Кобяков.
В ноябре Ассоциация туристических организаций Челябинской области (ЧАТО) письменно обратилась к туроператорам «Пегас туристик» и Coral Travel с требованием заняться проблемой демпинга в регионе. Президент ЧАТО Людмила Мосина считает, что операторы могут повлиять на ситуацию, если захотят, и сделать это можно в рамках закона: «Большинство агентств дают скидку за счет своего вознаграждения, которое они удерживают из суммы, полученной за тур. Вознаграждение агенту нужно отдавать в конце месяца, тогда у него не будет возможности делать большие скидки».