Туроператоры с 1 января 2010 года могут потерять возможность вывозить граждан России за границу. Роскомнадзор требует от участников рынка шифровать информацию о своих клиентах по методикам силовых структур.
1 января может вступить в силу закон «О персональных данных», требующий от организаций шифровать информацию о своих клиентах. Закон касается и туроператоров, которым туристы предоставляют свои данные при оформлении путевки, говорят представители отрасли. В случае если требования закона не будут выполнены, надзорный орган может приостановить сбор данных компании. Для турфирм это означает остановку работы.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» вступает в силу 1 января 2010 года. Закон обязывает операторов персональных данных защищать эти данные от неправомерного доступа, копирования или распространения. Для этого оператор должен принять меры безопасности, среди которых значатся шифрование и криптографические процедуры. Фактически на коммерческий рынок перенесли требования, которые применялись к Федеральной службе безопасности, говорит эксперт.
Туроператоры уже получают уведомления от управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, рассказали Infox.ru несколько участников рынка. Ведомство составляет реестр всех операторов персональных данных и требует пройти процедуру уведомительной регистрации турфирм как операторов обработки персональных данных. «Но в законе сказано, что, если персональные данные обрабатываются в рамках договора, уведомление не требуется», -- удивлен Георгий Мохов из юридического бюро «Персона грата». «Требование, которое вступит в силу с 1 января, настолько сложное, что исполнить его практически невозможно», -- считает юрист.
Многие участники рынка не воспринимают данный закон всерьез. «Я слышал что-то подобное, но мы не восприняли это всерьез», -- говорит член совета директоров «Вип-сервиса» Дмитрий Горин. «Мы не получали пока уведомления от Роскомнадзора. Перед Новым годом много суеты, может, мы не обратили внимания, нам показалось это несущественным», -- рассказывает гендиректор «Астравел» Валерий Лощиц.
Если закон вступит в силу, тем операторам персональных данных, что не соответствуют его требованиям, грозит остановка работы, говорит Георгий Мохов: «Приостановление или прекращение передачи и обработки персональных данных для турфирмы – это прекращение деятельности». По его словам, проблема в том, что в законе не указан порядок осуществления такой процедуры. «Вряд ли это станет массовым явлением, но это может превратиться в своего рода инструмент влияния», -- считает Мохов.
Системы персональных данных некоторых туроператоров уже имеют защиту. «Технически нас взломать, наверное, можно. Практически -- я даже не представляю как: у нас есть криптостойкие моменты», -- рассказывает Александр Столяров, системный администратор туроператора «Астравел».
Целью закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, предлагающий перенести срок вступления закона «О персональных данных». По словам представителя Роскомнадзора Михаила Воробьева, ведомство выступает против переноса сроков: «Мы считали правильным не переносить сроки. Меры, которые определены законом, делают более безопасной передачу и хранение данных».
Персональные данные делятся на 4 категории, в зависимости от типа информации. По словам Михаила Воробьева, операторы сами должны определить свою категорию: «Это их дело - под какую они считают нужным подпасть».
Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, считает, что поводов для беспокойства нет: «Наша юридическая служба пришла к выводу, что те данные, которые туроператор получает от клиента, не являются столь важными, чтобы их шифровать. Важно, чтобы все туроператоры получали от клиента разрешение на обработку и передачу данных - такой пункт обязательно должен быть в договоре».
По ее словам, хранить такую информацию турфирмам невыгодно, поэтому срок жизни у нее очень короткий: «Туроператоры просто передают ее в посольства и все».