Российский министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что пик форс-мажорного спроса на валюту пройден, а финансово-экономические регуляторы «научились, как себя вести».
«Январь у нас очень комфортный месяц, к дальнейшему подготовились», - сказал министр в интервью «Комсомольской правде».
Улюкаев рассказал, что в дни критического падения рубля («черные» понедельник и вторник, 15 и 16 декабря) финансово-экономические регуляторы «научились, как себя вести: с одной стороны, обеспечить предложение валюты, с другой - снизить дополнительный спрос на нее».
«Это делается согласованными действиями экспортеров, ЦБ, Минфина и всех, кто держит валютные активы. Если действовать согласованно, тут нет ничего особенно сложного», - сказал министр, слова которого приводит РИА Новости.
В середине декабря произошло резкое обрушение нацвалюты с примерно 50 до около 70 рублей, а на пике до 80. За предшествующие несколько месяцев нефть и вслед за ней рубль постепенно подешевели почти вдвое. Еще одним фактором падения был высокий спрос на валюту для обслуживания внешнего долга в условиях, когда доступ на международный валютный рынок для ряда крупных российских компаний ограничен западными санкциями. Однако в последующие две недели рубль значительно отыграл свои позиции, укрепившись до 54 за доллар.
Улюкаев считает, что большинство участников валютного рынка в середине декабря покупали иностранную валюту во многом из-за того, что регуляторы сформировали устойчивые ожидания на понижение рубля.
Ранее президент России Владимир Путин заявил, что спекуляции на валютном рынке - не уголовно-правовое понятие и вполне соответствуют практике рыночной экономики, причем спекулировать на рынке могут как иностранные, так и российские компании.
«Спекулянт - это категория рыночного хозяйства. Она не из уголовного кодекса, а из обычной рыночной практики. Все, кто открывает валютную позицию с расчетом на определенное движение курса, - спекулянты. Одни делают это в расчете на повышение, другие - на понижение», — сказал министр экономики.
«Плохо, когда все открывают позицию «в одну сторону». Во многом это связано с тем, что мы сформировали у рыночных игроков устойчивое ожидание, в данном случае падения рубля», - считает Улюкаев.
«Среди «спекулянтов» были кто угодно, в том числе наши госкомпании-экспортеры, которые удерживали экспортную выручку, а сами кредитовались в рублях, для того чтобы исполнять рублевые обязательства», - добавил российский министр.