Автомобильные аварии случаются не только по вине водителей или из-за непогоды. Причиной ДТП может быть и заводской брак автомобиля. Случаются подобные неприятности регулярно, причем «промахиваются» даже самые серьезные бренды. Так, Toyota объявила рекордный отзыв: 4 млн машин.
Изначально причиной столь беспрецедентного отзыва были названы внутрисалонные коврики в автомобилях, за которые могла зацепиться педаль газа, нажатая «в пол», что только в США привело почти к двум десяткам аварий, в которых погибло по меньшей мере четыре человека.
Впрочем, немногим позже в Toyota признались -- виноваты не коврики, а дефектный педальный узел. Педаль акселератора слишком длинная и, упираясь в пол, может «закусить» коврик. Брак был выявлен у пяти моделей Toyota: Camry (2007-2010), Avalon (2005-2010), Prius (2004-2009), Tacoma (2005-2010), Tundra (2007-2010) и у трех Lexus: ES 350 (2007-2010), IS 250 (2006-2010) и IS 350 (2006-2010).В итоге концерну предстоит укоротить почти 4 млн педалей газа, что станет самой большой сервисной акцией в истории автомобилестроения.
Тем не менее миллионные отзывы автомобилей не такая большая редкость. В частности, в 2005 году Ford также отозвал около 4 млн автомобилей, больше 3 млн из которых имели неполадки в автоматической системе отключения круиз-контроля, что могло спровоцировать пожар в автомобиле. Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) провела экспертизу, подтвердившую 218 случаев возгорания автомобилей. По данным NHTSA, погибнуть в огне из-за этого дефекта могли как минимум три человека.
Под отзыв попали модели F-150, Expedition, Broncо, а также Lincoln Navigator 1994-2002 годов выпуска. Еще 360 тыс. Focus заокеанского производства были отозваны из-за дефекта замка задней двери на автомобилях 2000-2002 модельного года. Она просто могла самопроизвольно открыться во время движения. Сведений о пострадавших из-за этого дефекта, впрочем, не поступило.
Летом того же 2005 года Volkswagen отозвал почти 300 тыс. автомобилей Fox, CrossFox и SpaceFox бразильского производства. Причина -- дефект механизма трансформации заднего кресла. Из-за подобного пустяка пострадало около десяти человек, некоторые из которых даже лишились фаланг на пальцах рук.
Японский концерн Mazda в 2006 году отозвал более 2,5 тыс. родстеров MX-5, выпущенных в июне того же года. Как выяснилось, пластик обшивки руля, за которым спрятана подушка безопасности, был слишком жестким и при срабатывании эйрбэга в условиях низких температур мог травмировать водителя.
Заводской брак -- доля не только редких или новых авто. Дефекты нередко находят и в машинах «проверенных временем и дорогами». В 2006 году под отзыв попали даже Toyota Land Cruiser 90 и Land Cruiser Prado. Как заявили представители компании, у внедорожников обнаружились некоторые проблемы в подвеске, из-за чего у автомобиля могли отвалиться колеса. Известно о трех таких случаях, отозвано 200 тыс. машин. В Россию из бракованной партии официально было ввезено 1700 «тойот».
Отваливающиеся на ходу колеса стали причиной другого не менее громкого отзыва. Репутация британского производителя автомобилей класса люкс Bentley в 2007 году едва не была подмочена из-за некачественных болтов крепления колесных дисков. К счастью, компании удалось ликвидировать дефект до первых серьезных инцидентов.
Вообще практика отзывов автомобилей на Западе считается хорошим тоном. Особенно если неисправность пустячная, а серьезных ДТП из-за нее не произошло. Таким образом потребителю наглядно демонстрируется -- мы о вас заботимся! Recall -- это самый настоящий бесплатный пиар производителя. Доходит до смешного: недавно Volkswagen объявил масштабный отзыв автомобилей из-за... ошибки в инструкции по эксплуатации. В ней не было указано, что на переднюю панель запрещено складывать посторонние предметы -- под ней находится подушка безопасности.
Как правило, отзыву предшествуют либо однотипные жалобы владельцев одной и той же модели автомобиля, либо заключение экспертов о дефекте в том или ином узле или агрегате. В США, в частности, подобными экспертизами занимается NHTSA.
Отзыв отзыву рознь
Существует два вида отзывов -- обычный и safety-recall. В случае если неисправность не угрожает чьим-либо жизни и здоровью, владельцев машин (как правило, в данном случае новых) могут даже не предупредить о дефекте и устранить его в процессе планового гарантийного техобслуживания.
Если попавший под отзыв автомобиль не гарантийный, с его хозяином связываются посредством обычной или электронной почты.
Тяжелую артиллерию в виде телефонного звонка и масштабных объявлений в прессе пускают в ход только при safety-recall -- то есть в том случае, если неисправности действительно представляют серьезную опасность для владельцев автомобилей или окружающих. Под эту схему также подпадают так называемые «серые» автомобили, ввезенные на территорию страны частным образом. Для России это особенно актуально, так как огромное число автомобилей ввезено в нашу страну из Америки и Японии частными лицами или фирмами, не являющимися официальными дилерами автомобильных компаний.
Интересно, что даже у владельцев таких машин есть шанс устранить заводской брак за счет производителя. Узнав про отзыв автомобилей вашей модели, необходимо позвонить в сервис-центр и поинтересоваться, попадает ли ваша машина под программу отзыва. Как правило, для этого достаточно продиктовать оператору VIN-номер автомобиля. Если да, то следует не теряя времени отправляться на станцию техобслуживания. Медлить не стоит -- несмотря на то что программа бесплатного устранения неполадок, как правило, не ограничивается одним годом, тех, кто припозднится, может ожидать неприятный сюрприз в виде отсутствия запчастей. Недостающие детали, конечно, найдут, но сколько времени пройдет еще?
Отзывы в России
На Западе к массовым отзывам привыкли уже в 80-х годах прошлого века, но в Советском Союзе подобной практики не существовало. Хотя любой советский человек знал: после покупки нового автомобиля его первым делом следует «протянуть», кое-что перебрать и кое в чем усовершенствовать.
Первый отзыв продукции отечественного автопрома случился в 2002 году, когда «АвтоВАЗ» отозвал 8,5 тыс. автомобилей ВАЗ-21213 «Нива» из-за проблем с тормозами. А самый крупный отзыв автомобилей в России также инициировала Toyota. В 2006 году компания объявила о необходимости устранения производственного дефекта в 565 тыс. своих автомобилей по всему миру из-за неисправности в рулевой колонке. Девять тысяч машин из числа подлежащих отзыву были проданы в России.
Любопытно, но к одному из отзывов приложили свою руку и автожурналисты. Шведский журналист Роберт Коллин в 1997 году во время презентационного тест-драйва Mercedes A-Klasse перевернул автомобиль. Репортера обвинили в лихачестве, он же, напротив, утверждал: брак в автомобиле. В Mercedes не поверили журналисту, но на всякий случай провели внутреннее расследование, согласились с журналистом и поработали над подвеской автомобиля.