Дети, воспитанные в специальных учреждениях, могут отстать в социальном и умственном развитии от своих сверстников из полноценных семей. Влияние родителей особенно важно в младенческом возрасте.
Что происходит в голове у маленьких детей, воспитанных в домах ребенка и детских домах, до последнего времени пытались узнать немногие специалисты. Оказалось, что, поместив такого, как правило, отстающего в развитии ребенка в семью, можно заметно повысить активность его мозга и коммуникативных навыков.
Психологи оценили реакцию мозга более чем 200 детей в возрасте от пяти месяцев до трех с половиной лет. Часть детей воспитывали в интернатах и затем отдавали на усыновление в приемные семьи, часть осталась в учреждениях, и третья часть получила только домашнее воспитание. Тест заключался в том, что детям показывали фото знакомых воспитателей, чередуя с фотографиями незнакомых лиц. По сравнению с детьми, которые росли с родителями, у воспитанников интернатов фиксировали более низкую мозговую деятельность. Причем усыновленные дети значительно улучшали свою реакцию на тест после того, как оказывались в новых семьях, что свидетельствует об ускорении их мозговой деятельности.
Одним из проявлений снижения мозговой активности могут быть отклонения от норм развития детей. Малыш может не вписаться в социальную среду школьников, ему будет труднее усваивать предметы. Обследуемые дети будут наблюдаться психологами и в дальнейшем, но уже сейчас понятно, что сложно заменить родителей в раннем возрасте.
«Это исследование является одной из первых попыток выявить последствия раннего отлучения от родителей для нервной системы ребенка. На примере теста с лицами мы наблюдали это воочию», -- говорит ведущий автор исследования Маргарет К. Мулсон, (Margaret C. Moulson), доктор психологии в Университете Райерсон (Ryerson University) в Торонто, Канада.
До последнего момента не проводилось масштабных исследований на тему влияния изоляции детей от родителей. Существует страх взрослых, касающийся решения отдать ребенка в специальное учреждение, например в спортивный интернат или суворовское училище, и основан он на том, что изоляция от семьи может повредить ребенку. Согласно данным последнего исследования, не так уж он и неоправдан.