Закон о создании инновационных предприятий при вузах требует доработки. Сотрудники не могут оформлять права на интеллектуальную собственность и пользоваться ресурсами университетов.
2 августа текущего года будет год с момента вступления в силу 217-го федерального закона, в соответствии с которым вузы и НИИ получили право на создание инновационных предприятий. Об их создании Минобрнауки уведомило 122 вуза и восемь НИИ, сообщил заведующий сектором координации научно-образовательной и информационной деятельности Центра исследований и статистики науки Андрей Колесников. По данным министерства, в 2009 году в России было 687 государственных вузов и 665 негосударственных. Общее количество предприятий, образованных на основании 217-ФЗ, -- 440. «Примерно 90% от этого числа было создано с марта по май этого года», -- отмечает эксперт. Это связано с тем, что весной государство стало создавать экономические стимулы для реализации закона, объясняет заместитель исполнительного директора НП «Некоммерческое партнерство бизнес-ангелов» (СБАР) Вадим Стреналюк.
Летом 2009 года Дмитрий Медведев предложил Федеральному собранию принять 217-й закон, чтобы стимулировать модернизацию российской экономики.
«До марта был «государственно-принудительный» этап. Результаты были плохи, учреждения не были заинтересованы в создании инновационного бизнеса, делали это в основном для отчетности. Весной, когда перешли к мерам экономической поддержки, ситуация изменялась. Предприятий стало больше, и уже с инициативой «снизу», -- рассказал Вадим Стреналюк.
Университеты и научно-исследовательские институты не хотят заниматься инновациями, потому что не могут соблюдать одно из основных условий инновационного бизнеса – правовое оформление интеллектуальной собственности. «В вузах отсутствует патентная служба, служба по определению нематериальных активов, управлению нематериальными активами. В системе высшего образования это утеряно как вид профессиональной деятельности», -- говорит Андрей Колесников.
Проблема вызвана нехваткой специалистов и отсутствием опыта у руководства вузов, считает Вадим Стреналюк. «Опыта коммерческого использования всех форм защиты интеллектуальной собственности у вузов мало. Нужно приглашать на договорных условиях имеющихся специалистов и выращивать собственных», -- убежден эксперт.
Создатели инновационных предприятий обладают низкой правовой подготовкой. «Люди не умеют читать административные документы. Из-за этого возникает много ошибок», -- отметил эксперт.
Другая причина, по которой институты не хотят развивать инновационные проекты, -- отсутствие опыта в коммерциализации технологий. «Проектов много, но как поставить их продажу на поток -- большая проблема менеджеров вузов», -- отметил Андрей Колесников. Средний возраст сотрудников, которые могут заниматься инновационными проектами, -- 55-65 лет, говорит руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства общероссийской организации «ОПОРа России» Андрей Шубин. Созданные при вузах предприятия развиваются с трудом, так как не имеют доступа к ресурсам -- помещениям, оборудованию, -- которыми владеет институт. «Закон требует множества подзаконных актов, изменений в Налоговый, Гражданский и Бюджетный кодексы», -- перечисляет Андрей Колесников.
В июле планируется принять закон, разрешающий малым предприятиям при вузах использовать упрощенную систему налогообложения. Весной текущего года Торгово-промышленная палата отправила в Минфин законопроект, предусматривающий для таких компаний упрощение налоговой отчетности и предоставление им налоговых каникул. Правительство также инициировало снижение арендных ставок для малых предприятий при вузах. Предполагалось, что стартапы будут платить 40, 60 и 80% от общей ставки в первый, второй и третий год соответственно. Инициатива была отклонена Минфином.