МАГАТЭ и Иран не достигли конкретных договоренностей по «урановой сделке» в Мюнхене. Такой исход усилит раздражение западных стран и их решимость ввести санкции против Ирана, чтобы сделать его сговорчивее.
Иран не делал новых предложений по «урановой сделке» -- обогащению иранского сырья на российских предприятиях, заявил глава МАГАТЭ Юкия Амано после встречи с министром иностранных дел Ирана Манушером Моттаки на 46-й Мюнхенской конференции по безопасности.
«Переговоры продолжаются, они должны быть интенсифицированы», -- отметил Амано. На вопрос журналиста, как он видит дальнейшие перспективы иранской проблемы, Амано поостерегся дать свой прогноз. «Я предпочту не загадывать. Диалог продолжается, он должен быть усилен. Вот что главное», -- заявил глава МАГАТЭ, передает Reuters.
Иранский дипломат оценил встречу позитивно. «Сегодня у меня была очень хорошая встреча с главой МАГАТЭ. Мы обсуждали различные темы, мы также обменивались взглядами об обсуждаемом предложении (по урану). Я попытался объяснить взгляды Исламской Республики Иран генеральному директору», -- сказал Моттаки. Ранее Моттаки заявлял, что Иран согласен на «урановую сделку», и осталось согласовать лишь некоторые детали.
Страны «шестерки» (пять членов СБ ООН и Германия) предлагали Ирану послать около 70% из имеющихся у него 1,5 т низкообогащенного урана на дообогащение в Россию, затем обогащенный уран отправят во Францию, где по американской технологии сделают из него топливные сборки (ТВЭЛ). Этот подход позволял бы мировым державам контролировать поставки ядерного топлива и не давал бы Ирану возможности накопить сырье для возможного создания атомной бомбы.
Однако Иран потребовал, чтобы обмен топлива происходил на его территории, он также желает получить часть готового топлива сразу, в качестве гарантии того, что страны «ядерного клуба» выполнят свои обещания по обогащению остальной части урана. Мировые державы сочли такой ответ фактическим отказом от предложений МАГАТЭ и планируют ввести санкции, которые заставят Иран согласиться на план агентства. СБ ООН может рассмотреть иранскую ядерную проблему на своем заседании уже в следующем месяце. Однако несколько дней назад президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Иран готов послать свой уран на дообогащение за рубеж.
Тем временем вице-премьер России Сергей Иванов подчеркнул, что новые санкции в отношении Ирана, если они и будут введены, должны касаться борьбы с распространением ядерных технологий, а не наносить ущерб иранской экономике. «В будущем, если на Иран будут наложены новые санкции, мы настаиваем на том, что ограничения должны касаться активности Ирана в ядерной сфере и не должны распространяться на культурную, гуманитарную или экономическую деятельность Ирана», -- заявил Иванов.
Страны «шестерки» собираются добиться от Тегерана закрытия его ядерной программы и приостановки обогащения урана. Между тем Иран заявляет, что его ядерные исследования направлены только на получение энергии и что об атомном оружии он и не помышляет. Обогащение урана также необходимо, поскольку Иран не хочет зависеть от поставок топлива для реакторов из-за рубежа.