В Петербурге вышел каталог «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области». Все памятники архитектуры новгородской земли собрались под одним книжным переплетом -- впервые за 149 лет.
Разгромные рецензии писать легче, чем хвалебные. Что там разгромить: нашел с десяток несуразностей -- и нанизывай их на ниточку повествования. А если придраться не к чему, то говорить о работе намного труднее.
Вышедший в конце 2008 года в Санкт-Петербурге каталог «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области» я ждал 13 лет. Ровно столько, сколько интересуюсь древнерусской и особенно новгородской архитектурой.
О том, что Новгород -- самый богатый памятниками архитектуры Древней Руси город, знают все. Даже если посчитать только те из них, что созданы до монгольского нашествия и сохранились на поверхности хотя бы до уровня сводов. В Новгороде их целых восемь -- из 47. Ни в одном другом городе такого нет, разве что в Киеве. В «матери городов русских», если посчитать еще четыре новодела, то девять. Среди же городов России с Новгородом поспорить не может никто -- во Владимире и Смоленске по три постройки. Самый древний храм России -- София тоже тут.
При этом человеку, который интересуется новгородской архитектурой, узнать хоть какие-то подробности о некоторых памятниках было крайне трудно.
Да, много написано о Софии Новгородской, впрочем, полноценного издания памятника в виде монографического исследования до сих пор нет. Есть у архитекторов и историков архитектуры излюбленные памятники, какой-то храм раскручен в науке меньше, какой-то больше.
Полный каталог всех новгородских памятников архитектуры составлялся лишь в 1860 году, когда увидел свет труд архимандрита Макария «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях». Однако после Великой Отечественной войны число новгородских памятников несколько уменьшилось. А репринт «Археологического описания...», вышедший мизерным тиражом в 2003 году, оказался практически единственной возможностью познакомиться с этой работой. При том что по некоторым храмам, стоящим прямо в центре города, на Торгу, Макарий, которого еще поискать нужно (я так и не смог получить его в свою библиотеку), оставался единственным источником.
И вот теперь книга вышла. Ее начинал писать выдающийся новгородский архитектор-реставратор Григорий Штендер, но не закончил.
Плюс ко всему, в книгу включены очерки Штендера по истории новгородского зодчества и составленная специально для книги руководителем отдела археологии и архитектуры Государственного Эрмитажа доктором исторических наук Олегом Иоаннисяном полная хронология домонгольского строительства в Новгороде с привлечением всех источников.
В общем, как говорили в советское время, для исследователя Древнего Новгорода это настольная книга. Она стоила того, чтобы ждать ее столько лет.
Нет, кто бы спорил, недостатки найти при желании можно. Черно-белые иллюстрации -- раз, дорогая -- два. В книжной лавке Новгородского художественного музея каталог стоит столько же, сколько самый дорогой цветной альбом в два раза толще его самого. Но вот какое дело: в начале 2009 года в Новгороде на археологической конференции эту книжку раскупили в момент, и не всем хватило. При этом на конференции не было ни архитекторов, ни реставраторов - только археологи, занимающиеся Новгородом.
Как по мне -- это показатель.