Уже два десятилетия самый крупный сосед России, Украина, доставляет Москве значительные экономические неприятности. Частично они связаны с ошибками или даже коррупционными действиями российских чиновников. Но основная проблема — специфическое правовое сознание украинской элиты. Она так привыкла к нарушениям контрактных обязательств, что они для нее стали не исключением, а нормой, считает старший эксперт Института Гайдара Сергей Жаворонков.
В своей статье, опубликованной в газете РБК daily, эксперт отмечает, что в отношениях с Россией украинская элита опирается на право силы. В СССР, от которого мы унаследовали схемы размещения производственных объектов, не предполагалось «украинской независимости», и потому никто не думал о диверсификации транзитных и производственных рисков. В результате примерно 70% газового транзита России проходит через украинскую трубу. Поэтому Киев считает, что может иметь льготную цену на газ, может не платить за него и произвольно отбирать газ для европейских потребителей. Киев разумно полагает: не будет же Россия воевать с братским славянским народом из-за какого-то газа.
Меньшие проблемы, в связи с наличием альтернативных каналов экспорта, Россия испытывала с нефтяным транзитом через Украину, но возникали и они, отмечает Жаворонков. Больше года закрыт Одесский НПЗ ЛУКОЙЛа. В середине 2000-х в модернизацию завода было инвестировано более 500 млн долл. Но трудности с поставками нефти после изменения направления прокачки по трубопроводу Одесса — Броды, по которому он раньше получал сырье, сделали его работу нерентабельной. Судьба контрольного пакета акций «Укртатнафты» на базе Кременчугского НПЗ оказалась более плачевной — в 2009 году этот пакет акций был аннулирован решениями украинских судов.
Со второй половины 1990-х Россия озаботилась альтернативными вариантами транзита. В 2001 году заработал нефтепровод Суходольная — Родионовская «Транснефти» вдоль границы Украины. Он обошелся в $240 млн. А первая очередь Балтийской трубопроводной системы, резко уменьшившей зависимость от украинского транзита, стоила более $2 млрд. Вторая очередь БТС будет стоить столько же. В 2006 году заработал газопровод Ямал — Европа через территорию Белоруссии. Его стоимость превысила $1,5 млрд. «Голубой поток» в Турцию обошелся в $3,2 млрд, «Северный поток» по дну Северного моря — более 8,8 млрд евро. Кроме того, Россия уже начала строительство газопроводов Бованенково — Ухта и СРТО — Торжок, также призванные сократить зависимость от Украины.
Аналогичная ситуация сложилась в аммиачной промышленности. Крупнейший производитель аммиака на постсоветском пространстве «Тольяттиазот» транспортирует большую часть продукции по построенному в советские времена аммиакопроводу, заканчивающемуся в порту Одессы. Если экспорт газа технологически прекратить невозможно — речь идет только о снижении давления, то аммиакопровод можно перекрыть полностью. Что и сделал Киев в декабре 2011 года без предупреждения, обоснования и в отсутствие задолженности «Тольяттиазота». При этом аварий на аммиакопроводе не происходило, и через него продолжала отгружаться продукция других производителей — «Минудобрений» и «Стирола». 90% акций последнего принадлежит Ostchem Group, купившей также в 2011 году контрольный пакет акций второго по величине украинского производителя аммиака — ОАО «Северодонецкое объединение «Азот» и его более мелких коллег. То есть, выбирая между интересами российского бизнеса и украинского, близкого властям страны, несложно догадаться, что выберет украинское госпредприятие.
Эксперт подчеркивает, что речь идет не о конфликте частного бизнеса, а о действиях официального Киева. «Укрхимтрансаммиак» полностью контролируется правительством Украины. Государству также принадлежит Одесский припортовый завод, перегружающий аммиак на суда.
В Тольятти вскоре пришлось остановить пять из семи агрегатов, выпускающих аммиак. Благодаря своевременному на этот раз вмешательству российских чиновников через месяц проблему удалось решить, хотя ТОАЗ уже понес убытков на сумму более 1 млрд руб. Никто, однако, не гарантирует, что нечто подобное не повторится. И потому российская сторона рассматривает ответные меры.
Уже завершилась экспертиза строительства нового морского порта на Черноморском побережье — перевалочного комплекса «Тольяттиазот» в Темрюкского районе, вдобавок к уже перегруженным портам Новороссийска и Туапсе. Построены двусторонняя сливная эстакада для жидкого аммиака, склады хранения и аммиачный терминал, газопровод, газораспределительная станция и сеть трубопроводов, причал и перевалочный комплекс, социальная инфраструктура: автомобильная и железная дороги, газопровод и газораспределительная станция для обеспечения потребностей поселка. Инвестиции «Тольяттиазота» составили $280 млн долл. Сейчас стоит вопрос о строительстве второй очереди для генеральных грузов.
Ввод в эксплуатацию порта, которым пользовались бы не только производители аммиака, но и другие экспортеры, было бы выгодно: это снизило бы зависимость от портов Украины и Прибалтики, через которые экспортируется не менее трети объемов. Причем речь идет даже не о стоимости транзита, а о возможности остановить российский экспорт в интересах прямых конкурентов — Украины. Если бы альтернативные технические варианты экспорта в обход Киева существовали, это бы облегчило диалог с украинским правительством, которое не решилось бы на подобные авантюры в своих взаимоотношениях с российскими компаниями, считает эксперт.