Российские ученые завершили полярную миссию и вернулись в Мурманск с результатами многомесячных исследований. Морская экспедиция «Арктика – 2011» успешно завершена при поддержке российского ледокольного флота, традиционно обеспечивающего доставку грузов и исследователей на льдины.
Атомный ледокол «Россия» 9 октября завершил высокоширотный рейс, ошвартовавшись у причала базы «Росатомфлота» в порту Мурманска. Судно обеспечивало проведение экспедиции «Арктика – 2011» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета. С льдины была снята дрейфующая станция «Северный полюс-38», ей на смену пришла станция «Северный полюс-39». Для новой станции ледокол доставил и отгрузил около 180 тонн оборудования, топлива и провизии.
Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и регулярно помогает российским полярникам. Арктический институт (ААНИИ) является единственным в России научно-исследовательским учреждением, проводящим комплексное изучение полярных регионов Земли. В последние годы аналогичные экспедиции атомоходов проходят ежегодно. Сроки их проведения определяются состоянием льда, на котором работают полярники в Арктическом бассейне и развитием ледовых процессов в целом в данном конкретном сезоне.
«Задачи экспедиции «Арктика – 2011», работу которой обеспечивал атомный ледокол, полностью выполнены, - говорит начальник экспедиции Владимир Соколов. – Не все получилось так, как мы первоначально задумывали, но влияние погодного фактора никогда нельзя сбрасывать со счетов. Собран большой объем научных данных, которые будут обработаны по возвращении в Санкт-Петербург. Экипаж ледокола во главе с его капитаном Александром Спириным отработал весь рейс очень четко».
Владимир Соколов выразил надежду на продолжение сотрудничества с «Росатомфлотом». Нынешняя экспедиция продолжалась 22 дня, ледокол «Россия» вышел из Мурманска 17 сентября. За это время ледокол прошел свыше 5 000 морских миль в водах Северного Ледовитого океана.
Ледоколы ведут проводку в Арктике при скорости 14 узлов во льдах, толщина ледового покрова — 1,5-2,5 метра. Доставку участников экспедиции, грузов и оборудования к месту дрейфа в прошлом году также обеспечивал атомный ледокол «Росатомфлота».
Арктика — не только объект исследований. Глава российского правительства Владимир Путин в начале осени отметил, что в России видят будущее Северного морского пути как международной транспортной артерии, способной «составить конкуренцию традиционным морским линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству». Премьер напомнил, что через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, «этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы».
В 2010 году объем перевозок по Севморпути превысил 3 млн тонн, потенциальный грузопоток маршрута — 50 млн тонн в год.
Проводка судов — не единственная задача «Росатомфлота». Атомные ледоколы позволяют проводить в Арктике операции любой технической сложности — проводка супертанкеров, геологоразведка дна Арктики, обеспечение нефте- и газодобычи и других.
По данным геологической службы США, опубликованным в 2008 году, на территорию к северу от Полярного круга может приходиться около 22% неоткрытых технически извлекаемых мировых запасов нефти и газа. Атомный ледокол «Россия» и научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» совершили уже несколько экспедиций по определению границ континентального шельфа — решение этой задачи позволит России активнее развивать добычу полезных ископаемых в регионе.
Отвечая на новые вызовы, «Росатомфлот» стоит на пороге преобразований. Вскоре этот ФГУП будет акционирован с сохранением 100% в собственности государства. Предприятие останется под полным контролем и управлением «Росатома», при этом в госкорпорации считают, что изменение организационно-правовой формы позволит резко повысить эффективность деятельности «Росатомфлота». Подобная схема управления активами уже доказала свою эффективность: все АЭС и комбинаты по обогащению урана, расположенные на территории России, также имеют форму акционерных обществ.
Сегодня атомный ледокольный флот России насчитывает шесть атомных ледоколов, один контейнеровоз и пять судов технологического обслуживания, являясь самым мощным флотом в мире. В том числе, четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы») и два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач». За счет бюджета запланировано строительство трех дизельных ледоколов с малой осадкой общей стоимостью 25 млрд рублей и нового атомного ледокола стоимостью 20 млрд рублей.