Увольнение президентом России Алексея Кудрина с поста министра финансов стало первым значимым событием после объявления Путиным и Медведевым своих планов на 2012 год. Большинство наблюдателей и экспертов поспешили объяснить эту скандальную отставку результатом личного конфликта Медведева и Кудрина, случившегося из-за явно намеренно сделанного в Вашингтоне резкого заявления последнего о невозможности работать в будущем правительстве. Однако дело не только в этом. Причины разногласий Кудрина с президентом куда глубже и его отставка не является только следствием нарушения им субординации.
Прежде всего, обращает на себя внимание тот момент, который выбрал Алексей Кудрин для того, чтобы демонстративно покинуть пост министра финансов. В очередной раз стало неспокойно на мировом финансовом рынке, Евросоюз никак не может определиться с эффективными мерами противодействия долговому кризису, охватывающего все новые и новые страны Европы, в России на осенней сессии Госдумы грядет утверждение федерального бюджета страны на следующий год. И в этот ответственный момент Кудрин решает уйти с поста министра финансов, надерзив при этом президенту. Фактически, Кудрин ушел от ответственности за ту финансовую политику, направления которой в течение одиннадцати лет определял именно он.
Безусловно, до поры до времени эта политика отвечала интересам страны, помогла ей расплатиться с долгами, а также с минимальными издержками пережить последствия мирового финансового кризиса 2008 года. Однако время не стоит на месте, и теперь перед страной стоят совершенно новые задачи, участвовать в решении которых Алексей Кудрин не хочет или не может.
Такой вывод напрашивается, если внимательно посмотреть историю публичных высказываний Кудрина в отношении политики Дмитрия Медведева. Ускоренная модернизация армии является одним из главных приоритетов для президента Медведева. Однако Кудрин еще год назад начал выражать свое недовольство чрезмерными, по его мнению, тратами государства на повышение обороноспособности страны.
«Была названа цифра 20 трлн. средств, которые надо будет в течение десяти лет направить на укрепление обороноспособности... Пока финансовые источники еще не просчитаны достаточно. Это может быть дополнительной нагрузкой для экономики», - заявил 30 ноября прошлого года Кудрин, комментируя Послание президента России Федеральному Собранию РФ. 12 июня этого года Кудрин вновь вернулся к теме военных расходов страны, в своем выступлении на Петербургском экономическом форуме публично упрекнув президента в том, что при нем страна живет не по средствам.
За одиннадцать лет своей работы на посту министра финансов Алексей Кудрин так привык к роли «российского Кольбера», который ради сохранения казны готов даже перечить главе государства, что не заметил, как изменился мир в целом и Россия в частности. Теперь стране необходимо не только накапливать финансовые ресурсы, но и рационально тратить их на модернизацию экономики и вооруженных сил. Иначе Россия не сможет хоть сколько-нибудь успешно конкурировать с ведущими экономиками мира и охранять свой суверенитет.
Незадолго до своего увольнения Кудрин публично заявлял о том, что России нужно продолжение либеральных реформ и он готов участвовать в их реализации. Но курс на модернизацию Медведева – это не продолжение либеральных реформ от Гайдара и Чубайса. Пойдя на конфликт с Дмитрием Медведевым, Алексей Кудрин тем самым дал всем понять, какие именно реформы он имел в виду. И это уже не только стилистические разногласия с президентом.