В экономических обзорах на INFOX.RU мы, как правило, фокусируемся на одном новостном поводе, из которого стараемся сделать полезные для читателя, для понимания общей обстановки, выводы. Однако прошлая неделя подарила нам целый набор новостей, которые прекрасно рифмуются друг с другом, складываясь в чрезвычайно яркую, но не слишком обнадеживающую картину.
Необычно холодная погода, установившаяся в ряде регионов России, уже бьет по нашим карманам. Никогда еще в истории страны капуста и картофель в начале июля не стоили так дорого: Минсельхозу удалось установить целый ряд рекордов. По сравнению с прошлым годом стоимость белокочанной капусты выросла на 73,8%, а картофеля на 56,6%, напоминают «Известия». Подешевели, правда, помидоры и огурцы – но только за счет неадекватно высоких цен в 2014-16 годах.
Минэкономразвития, со своей стороны, констатировало, что оплатить эти рекорды некому, что безработица начала расти, опять же, на фоне холодов (сокращение объемов сезонных сельхозработ, неудачи гостиничного и ресторанного бизнеса): 5,4% в мае против 5,2% в июне. 0,2 процентных пункта – это вроде бы мало, да? Никто из чиновников не будет расшифровывать вам эту цифру, сделаем это за них. У нас в стране примерно 75 миллионов работоспособных граждан. Таким образом, за один только месяц без работы остались еще 150 тысяч из них. Население Находки, Керчи, Коломны. Ау, Белый дом, у вас вообще о чем думают?
А теперь вишенка на торте. Министерство труда России предлагает срочно увеличить квоту на иностранных работников на 22%. По словам сотрудников ведомства, это позволит пригласить больше турецких специалистов, чтобы вовремя сдать объекты чемпионата мира по футболу 2018 года. Сейчас квота составляет около 111 тыс., 22% от этого количества – более 24 тыс. турок.
Проще говоря, в России растут цены, десятки тысяч людей теряют привычную работу, но нам нужны турки, потому что мы не способны подготовиться к футбольному празднику сами. В предложении Минтруда сквозит откровенная русофобия: видимо, министр Топилин считает, что турки сделают все хорошо, а наши ни на что не способны.
Перед нами, по сути, не что иное, как ярко выраженные санкции, которые применяет российское правительство к своему народу. Не Обама, не Трамп, не Эрдоган – собственные, родные, назначенные президентом и утвержденные Думой министры. К слову, на фоне происходящего депутаты Госдумы в три раза увеличили норму своих транспортных расходов, до 830 тыс. руб. в год на депутата – хватит на билет бизнес-класса из Москвы в Майами для семейства из восьми человек.
Что же пошло не так?
Что касается цен на продукты, то здесь все ясно: нам недостает гибкости и здорового цинизма. Продуктовые контрсанкции не должны быть игрой в одни ворота – так мы не столько «наказываем» западного производителя (который, отметим, санкций против нас не вводил – это делали политики), сколько обогащаем сельскохозяйственную империю министра Александра Ткачева и его друзей. Россия не должна быть рабой собственных догматов. Заморозки, нет урожая? Не вопрос, приподнимаем санкционный занавес, закупаемся там, где овощи дешевы, создаем конкуренцию в магазинах и на рынках, цены снижаются.
Это не злые империалисты – это российский Минсельхоз боится конкуренции со стороны иностранной сельхозпродукции, охраняя имущественные интересы монополистов. А платим за это мы с вами – из своих стремительно худеющих кошельков.
С безработицей сложнее. Сам факт того, что похолодание на два градуса выбрасывает у нас на улицу 150 тысяч человек, показывает всю нестабильность экономической системы России. Россия, даже на юге, – не Паттайя, где другой индустрии, кроме обслуживания туристов, просто нет. В стране масса нереализованных проектов, не построенных дорог, заброшенных территорий – но привлечением людей к нужной обществу деятельности никто не занимается. В конце концов, на протяжении всей истории «генерал Мороз» воевал за русских – неужели и ему надоела некомпетентность правительства?
Патриот США Рузвельт во время кризиса отправил американских безработных на строительство дорог за государственный счет. Патриот России Максим Топилин требует завезти в Россию больше турок; к слову, дороги у нас тоже строят не россияне, а люди с характерной среднеазиатской внешностью, и Министерство труда и социальной защиты ничуть против этого не возражает.
Это уже не глупость. Это предательство российского и в первую очередь русского народа, это вытеснение граждан России с рынка труда в России. У нас что, правда нет 24 тысяч строителей, способных достроить эти несчастные стадионы (которые пригодятся) и гостиницы (которые будут стоять пустыми)? Положим, что и нет, но ведь про чемпионат давно известно, у нас было много времени, чтобы вырастить и обучить рабочих. Почему это не было сделано? Почему Минобразования и Минтруда не несут коллективную ответственность? Люди с каким гражданством будут разрушать и строить дома по программе реновации в Москве?
Незначительные сами по себе сводки с экономического фронта (мало ли мы видели подорожаний, безработицы и турок?) складываются в пазл осознанного предательства национальных интересов. Вечный милюковский вопрос 1916 года «Глупость или измена?» требует немедленного ответа. Сколько еще безработных, сколько еще нищеты нужно, чтобы в Кремле вообще поняли, что никакого подъема в России нет, что усилия отдельных энтузиастов во власти разбиваются о равнодушие и стяжательство остальных чиновников?
Нам необходимо национально ориентированное правительство, работающее на Россию, а не на «стратегических союзников» типа Турции или Никарагуа и не на бизнес-империи родственников и приятелей.