День 21 июня в Государственной Думе России не задался. Депутатам пришлось рассматривать 187-страничный отчет Счетной палаты о финансовых проверках системы государственного управления в 2016 году и слушать соответствующий доклад главы ведомства Татьяны Голиковой. Те из депутатов, кто умеет мыслить самостоятельно, смогли сделать из этих документов только один вывод: государство российское в лице его служителей – исполнительной власти – прогнило до основания и в любой момент может рухнуть.
Так говорила Голикова
По сравнению с 2015 годом нарушений выявлено на 87% больше.
Общая сумма потраченных не так и не туда денег (Голикова не говорит о хищениях – только о нецелевом и неэффективном расходовании) – почти триллион рублей (965 млрд). При этом вернуть в бюджет удалось лишь 8,8 млрд.
Рекордсмен по нарушениям уже скончался – это Федеральное космическое агентство, Роскосмос, тот самый, который преобразован в Госкорпорацию по космической деятельности и чьего исполнительного директора недавно зарезали в столичном СИЗО. Когда уже руководители страны поймут, что плавно перетекший из агентства в корпорацию Дмитрий Рогозин – не дипломат, не управленец, не политик, а просто амбициозный гражданин без особых способностей?
Поручения президента по повышению эффективности использования бюджетных средств не выполнены (исполненными можно считать – и то с натяжкой – 5 пунктов из 16). Федеральная адресная инвестиционная программа провалена: самое низкое кассовое исполнение за девять лет, из 443 заявленных объектов введено лишь 224, резко выросло число долгостроев…
Занятная ситуация с детскими садами: число мест выросло на 245 тысяч, но при этом куда-то исчезли 1,3 тысячи садиков, оборудованных теплым туалетом и отоплением.
Аналогичная ситуация со школами: появилось 160 тысяч новых мест – и одновременно резко выросло число детей, которые учатся в зданиях с износом более 50%.
Планы по строительству дорог сорваны чуть менее чем полностью.
Отдельная, наиболее яркая часть выступления была посвящена положению дел в здравоохранении. Неприязнь Голиковой к своей преемнице на посту министра здравоохранения и социального развития Веронике Скворцовой общеизвестна, а из вскрытой хакерами почты Татьяны Алексеевны следует, что именно она стояла за кампанией в СМИ, направленной против действующего министра.
Так вот, сокращение числа медицинских работников не привело к росту зарплат оставшихся – деньги просто утекли, притом, что государственное финансирование исправно поступает. Сильно сократилось число выписанных рецептов, зато выросли затраты на каждый из них.
И так далее, и тому подобное по каждой из сфер – кроме, конечно, неприкасаемых. На вопрос одного из депутатов от КПРФ, не купила ли «Роснефть» 19,5%-ный пакет своих акций у самой себя, Голикова поспешно ответила отрицательно – хотя пахнет эта сделка все сильнее, и отнюдь не нефтью.
Простая некомпетентность
Но, не считая этих мелких уступок, можно в очередной раз констатировать чудесное превращение – нелепая в кресле министра здравоохранения «мадам Арбидол» оказалась весьма уместным председателем Счетной палаты. После странной отставки Алексея Улюкаева среди всех высших чиновников лишь она да Игорь Артемьев из антимонопольной службы позволяют себе иногда вслух говорить крайне неприятные для правительства вещи о положении в стране.
Что такое триллион рублей, много это или мало? По текущему курсу это примерно 17 миллиардов долларов. Это годовой ВВП благополучной Исландии или неспокойного Афганистана. Это годовой ВРП Новосибирской области (и больше, чем ВРП Ленинградской). Это в полтора раза больше всех затрат России на проведение Кубка конфедераций и чемпионата мира. Это два месяца выплаты всех пенсий в России, включая министерские и генеральские.
Но никакого обвинительного пафоса в словах Голиковой и выводах Счетной палаты нет; в отличие от «яблочника» Артемьева Татьяна Алексеевна абсолютно лояльна к действующей власти и ее представителям. Если бы ей по итогам обсуждения доклада задали прямой вопрос о растворившемся триллионе «Это некомпетентность или воровство?», она бы без раздумий выбрала первый вариант.
Между тем Государственная Дума ничуть не лучше исполнительной власти. «Слава богу, что есть люди, которые бьются головой об стенку и говорят то, что есть на самом деле», – порадовался за Голикову единорос Андрей Макаров, ультралиберал из 1990-х (исполнительный директор Фонда Сороса, депутат от «Выбора России» Гайдара, состоял в депутатской группе Хакамады «Либерально-демократический союз 12 декабря»), который в свое время придумал себе… звание международного мастера по шахматам! Да и бэкграунд самой Голиковой никак не позволяет представить ее белой и пушистой защитницей бюджета и грозой казнокрадов.
Свои люди – сочтемся
И все же ключевая причина колоссального бюджетного провала действительно не в лжи и не в воровстве – их можно разоблачать, с ними можно бороться в рамках закона, и такая работа пусть со скрипом, но идет. Да и «голиковский» триллион не столько украли, сколько, как говорится, пролюбили.
Беда в другом. На днях Владимир Путин собрал совещание по демографической проблеме в России. К сожалению, на нем не была поднята главная сторона этой проблемы: излишняя плодовитость и чадолюбие чиновников высокого ранга. Их детишки 1970-80-х годов изготовления, воспитанные в традициях 1990-х и в сытости 2000-х, подросли и заняли массу ключевых постов в государственных и окологосударственных структурах. Подборка Forbes отражает лишь крохотную долю захлестнувшего Россию непотизма – то есть пристраивания «родных человечков» на теплые места независимо от их компетентности.
Да, отпрыски влиятельных родителей действительно имеют доступ к хорошему образованию, действительно больше знают о государственном управлении, чем «кухаркины дети», но это, во-первых, не гарантирует успехов, а во-вторых, система назначения «своих людей» действует на всех уровнях и главным социальным лифтом стал удачный брак.
Как результат – государственными деньгами, спускаемыми по цепочке вниз, на места, распоряжаются некомпетентные, жадные, недалекие люди. Они, может, и не имеют каких-то злых умыслов, но просто не в состоянии нормально наладить работу, проанализировать уровень цен, провести нормальные торги, проконтролировать выполнение работ. Большинство таких чиновников, быстро поняв, что ничего не понимают, просто кладут на работу большой узловатый канат – и начинают наслаждаться жизнью.
А потом Татьяна Голикова, скромно зарабатывающая любительница уникальных украшений ручной работы и хозяйка огромных поместий, которая не в состоянии убедительно обосновать размер собственных расходов, выходит на трибуну Государственной Думы и «бьется головой об стенку».