Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

03:06
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Пять неудобных вопросов о программе реновации в Москве

Опубликовано
Текст:

Власти Москвы уверяют потенциальных участников программы реновации, что перемены для них будут только к лучшему, обещая взамен хрущевок «равнозначные» квартиры с современными планировками и даже полной отделкой. Однако у экспертов и у самих будущих переселенцев имеется немало вопросов к программе, Инфокс выбрал из них самые острые.

Куда собираются переселять жителей хрущевок?

Бывшие промзоны и невостребованные квартиры в новостройках на юге и юго-востоке Москвы – вот что предлагают власти Москвы переселенцам взамен их старых «хрущевок».

Власти Москвы нашли примерно 150 площадок, где теоретически могли бы быть построены дома для переселенцев из хрущевок. Из этого пула для жилищной застройки однозначно пригодны 100 участков, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник в мэрии. Большая часть этих площадок расположена на востоке и юго-востоке столицы – там же, где и находится большинство хрущевок.

По данным мэрии, старый жилой фонд на востоке столицы оценивается в 5,7 млн квадратных метров (на которых проживает 357 тысяч человек), на юго-востоке – в 3,87 млн квадратных метров (242 тысячи человек). На юго-востоке и востоке города много бывших промзон, что облегчит процесс вовлечения земель под жилищное строительство.

При этом для первой волны переселенцев, которым чиновники рассчитывают выдать ключи от новых квартир уже осенью, начнут подыскивать построенное жилье, находящееся в собственности мэрии и подконтрольных ей застройщиков, либо выкупать площади в новостройках у девелоперов.

По данным риэлторов, в уже сданных новостройках нераспроданными остаются почти 200 тысяч квадратных метров. Девелоперы однозначно выиграют от программы реновации, поскольку от продажи городу невостребованных квартир они смогут выручить почти 35,5 млрд рублей, сообщили «Коммерсанту» участники рынка.

Эксперты «Метриум Групп» не исключают, что людей будут переселять в худшие районы. Больше всего рискуют собственники в тех округах Москвы, в рамках которых возможно расселение в любые районы (ЦАО, ТАО, НАО, ЗелАО). Схожие риски и у владельцев неоднородных районов, которые окружены противоречивыми локациями. Например, пятиэтажки в Царицыно могут расселить в прилегающее Чертаново, а из Южного Тушино – в Митино (за МКАД). С этим же связан риск проигрыша в цене. В менее удачной локации стоимость альтернативной квартиры может оказаться меньше, чем во вторичных «хрущевках» в более ликвидном районе. Так, в Кузьминках средняя стоимость «квадрата» в хрущевках - порядка 145 тысяч рублей. В соседнем Люблино средняя цена в новостройке составляет лишь 132 тысячи рублей.

А если собственники против?

На недавнем закрытом совещании в мэрии, содержание которого утекло в СМИ, вице-мэр Анастасия Ракова, курирующая в Москве внутреннюю политику, безапелляционно заявила: «Весь негатив подожжен оппозицией, он выдуман». Чиновница указала на необходимость снизить накал общественного мнения вокруг проблемы сноса домов. «К концу июля тему реновации надо погасить, должна остаться только тема, кто куда переезжает. А те, кто в программу не попал, будут локти кусать. Всегда надо делать что-то дефицитное, наш советский народ любит дефицит», - приводит слова Раковой Znak.com.

В случаях, когда 30-40% жителей выступают против сноса и переезда, вице-мэр не рекомендовала чиновникам пытаться переубедить активистов, а вычеркивать такие дома из программы.

При этом «молчунов» власти собираются записывать в выступающих за снос, следует из выступления Раковой.

Она также предупредила, что некоторые люди, которые согласятся на переезд, будут пытаться «злоупотребить правом», «требовать показать все варианты», и что поддаваться на такое давление недопустимо. «Это не программа улучшения жилищных условий, это программа уменьшения аварийного фонда. Улучшение жилищных условий только для очередников, пусть хоть десять семей в квартире живет, хоть больные туберкулезом. Иначе вся программа пролетит», — цитирует Ракову Znak.com.

Как следует из слов Раковой, не стоит ждать чуда от программы реновации и жителям коммунальных квартир. Один из глав управ спросил ее, войдут ли коммуналки в программу, и будут ли расселять живущих там в отдельные квартиры или в новые коммунальные квартиры. «Решения по коммунальным квартирам пока нет, оно в стадии разработки. Если расселять коммуналки, это будет огромный объем. Пока коммуналки не в программе реновации, по ним будет принято отдельное решение», — ответила вице-мэр.

Желая избежать усиления протестных настроений перед выборами, мэрия совершает ошибки, которые как раз могут привести к вспышкам массового недовольства вокруг программы реновации в Москве, сообщил порталу политолог Аббас Галлямов. По его словам, ошибки мэрии и «шапкозакидательские настроения» чиновников могут «раскачать протест так, что и Навальному не снилось».

В чьих интересах проводится программа реновации?

Небывалую для городской повестки мобилизацию москвичей отмечает также ведущий специалист кафедры территориального развития им. В.Л.Глазычева РАНХиГС Петр Иванов. Так, в Facebook-группе «Москвичи против сноса» уже порядка 10 тысяч пользователей — жителей, активистов, муниципальных депутатов, журналистов, профессионалов.

Союзы архитекторов Москвы и России выступили с жесткой критикой законопроекта, их поддержали и в Совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте. Ведущие эксперты в области градостроительства и урбанистики также выступают с неприятием этого законопроекта.

«Горожане не хотят, чтобы у власти была возможность отнять их честно заработанные и с любовью обжитые дома», - пишет эксперт в статье, опубликованной на портале РБК, подчеркивая, что снос пятиэтажек означает демонтаж института частной собственности.

По мнению Иванова, принятие закона о сносе пятиэтажек приведет к тому, что и без того мало чем ограниченные застройщики Москвы получат полную власть над землей в городе. «Фактически любой приглянувшийся стройкомплексу участок земли можно будет бесконтрольно застроить», - считает эксперт.

Тем не менее, 20 апреля Государственная дума одобрила в первом чтении пакет поправок в федеральное законодательство о статусе Москвы — так называемый законопроект о реновации. Ключевые новеллы законопроекта о реновации подразумевают следующее: во-первых, вводится понятие «зона реновации», границы которой назначает исполнительная власть. Все объекты капитального строительства в зоне реновации подлежат сносу.

Во-вторых, в случае если там располагаются жилые дома, то собственнику квартиры исполнительная власть предлагает один-единственный вариант переезда. Если собственник не переезжает в предложенную квартиру добровольно в течение 60 дней, его выселяют решением суда. При этом, отмечает Петр Иванов, «собственнику предлагается в качестве компенсации не равноценная, то есть имеющая ту же самую стоимость, квартира, как того требует Конституция, а «равнозначная», то есть обладающая таким же метражом жилой площади».

В-третьих, законопроект подразумевает, что в зонах реновации отменяется действие всех градостроительных и земельных регламентов, отменяются строительные нормы и правила. Застройщик, входящий в зону реновации, не имеет никаких законодательных ограничений своей деятельности.

В-четвертых, создается некий Фонд содействия реновации, в уставную деятельность которого входят покупка и продажа недвижимости, а также осуществление строительной деятельности. Юридически фонд субсидиарен правительству Москвы. По сути, создается государственный девелопер и риелтор.

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) Москвы, также принятые в этом году, «закрепили существующие феодальные отношения и дали право аристократам Стройкомплекса как угодно распоряжаться городской землей», пишет Иванов. «Однако еще оставалась земля под домами жителей, которая на тот момент была недосягаема для девелоперов. Это досадное недоразумение и призван изменить закон о реновации», - резюмирует он.

Петр Иванов также указывает на «спекулятивный характер» утверждения, что законопроект направлен на снос «ветхого» и «морально устаревшего жилья». «Законопроектом не даются определения того, что такое «ветхое» и, тем более, что такое «морально устаревшее» жилье. Российское право таких категорий не знает. Есть категория «аварийное жилье», есть процедура признания дома аварийным и его последующего сноса и расселения. Все необходимые законы и регламенты для работы с аварийным жильем у нас уже есть. К тому же вопреки разговорам о хрущевках как о «временном» жилье большинство из них строилось с расчетным сроком эксплуатации в диапазоне 75–120 лет. Многие еще и половины срока не простояли», - аргументирует эксперт.

Сносить нельзя реконструировать?

Хрущевки есть не только в России, но и в ряде стран-членов почившего в бозе Варшавского договора. Только в восточном Берлине возвели панельных домов более чем на 250 тысяч квартир. В наше время во многих бывших социалистических странах действуют государственные программы реновации панельных домов.

Так, в немецких городах Галле и Лайнефельде устаревший жилой фонд был реконструирован по проектам архбюро Stefan Forster Architekten. При этом менялся не только внешний вид домов, но также уменьшалось количество квартир, они становились более просторными. Некоторые из этих работ получили различные архитектурные премии. Самым ярким примером реконструкции в Лайнефельде стало превращение старого панельного дома «Платтенбау» длиной 180 метров в отдельные многоквартирные виллы.

Программа реновации хрущевок успешно реализуется и в Эстонии. Она осуществляется через жилищные товарищества. Как правило, у домов реконструируют фасады, меняют крыши. Такой «апгрейд» прошла большая часть хрущевок в стране. Сносить хрущевки не планируется и в Литве, даже наоборот, выделяются средства, в том числе и Евросоюзом, на реновацию домов.

Опыт реконструкции жилых домов с надстройкой дополнительных этажей имеется и в Москве. Первым реконструированным таким образом домом стала четырехэтажка на улице Мишина на севере столицы. Все работы проводились без отселения жильцов.

О начале эксперимента по надстройке кирпичной четырехэтажки 1956 года без отселения жильцов власти Москвы объявили в мае 2013 года. После реализации проекта в доме № 32 по улице Мишина к имеющимся 16 квартирам добавились 30 новых квартир, которые отошли жителям дома, финансировавшим строительство. В доме также появился лифт, мусоропровод, были заменены все инженерные коммуникации.

Чем закончится программа реновации?

Программа реновации жилья бурно обсуждается в блогах и соцсетях. Многие граждане высказывают вполне резонные опасения, что сносом хрущевок столичные власти откроют ящик Пандоры. «Сегодня снесли пятиэтажки. Завтра решат отправить под снос девятиэтажки, потом двенадцати, потом выяснится, что и в девяностые понастроили не так, как надо. Да и в нулевые. И в десятые. Дальше поймут, что пока сносили последнее, переселённые жители пятиэтажек теперь уже живут в морально и физически устаревших домах, и круг запустится по новой. Если вам это не напоминает строительство собачьих будок, курятников и хлевов для скотины — то я даже не знаю, с чем это ещё сравнить», - возмущается один из известных блогеров.

Исходя из всего сказанного очевидно одно: выбраться из реновационной истории без потерь у власти уже не получится. Самым оптимальным сценарием выглядит отказ от «зон реновации», где перестают действовать законы и правила, публикация точного списка домов, которые власть хочет снести. Это позволило бы снять тревогу и панику у большинства жителей. Однако пока действия правительства Москвы говорят лишь о неготовности к диалогу с обществом и упорном следовании каким-то своим, не очевидным на данный момент интересам.

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама