Президент и премьер настаивают, чтобы из пермской трагедии были сделаны «необходимые выводы». Пермский губернатор отстранил двух чиновников. Сергей Шойгу уволил начальника Госпожнадзора по Пермскому краю и объявил, что по всей стране начинаются внеплановые проверки развлекательных заведений. Представители малого бизнеса уверены, что высокие штрафы и новые проверки ни к чему не приведут -- нужна материальная ответственность бизнеса за жизни людей.
Крупнейший в истории современной России пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» уже унес жизни 118 человек, не исключено, что число жертв возрастет. На различных уровнях власти по требованию президента и премьера начался «разбор полетов».
Президентско-премьерский наказ
Премьер Владимир Путин назвал виновными в трагедии чиновников мэрии Перми и сотрудников МЧС. Мэрия дала разрешение на эксплуатацию здания клуба в 2002 году, и, судя по всему, помещение клуба никак за эти годы не изменилось. «По данным следствия, есть весомые основания полагать, что объект находился в том же самом положении, когда и сгорел», -- отметил премьер.
Выяснилось также, что пожарный инспектор, принимавший в эксплуатацию помещение клуба в 2003 году, был уволен еще за год до этого -- задним числом. Последняя проверка клуба в 2008 году со стороны пожарных не принесла результата. Путин отметил, что за этот год Сергей Шойгу и Юрий Чайка неоднократно выступали с требованиями проверки соблюдения мер безопасности в местах массового скопления людей. «Было проведено даже три внутриреспубликанских селекторных совещания, но результаты нулевые», -- заключил премьер.
Владимир Путин особо подчеркнул, что «ссылки на то, что законодательство не позволяет проводить внеплановые проверки, принятыми не могут быть». Как пояснил премьер, «речь идет фактически о социальном объекте, объекте массового скопления людей, и действующее законодательство позволяет обращаться в прокуратуру за получением разрешения на проведение внеплановых проверок».
«Следствие потом сделает свои выводы, но я рассчитываю, что на ведомственном уровне необходимые выводы уже будут сделаны», -- подчеркнул Путин.
Выводы были сделаны оперативно, глава МЧС России Сергей Шойгу отстранил от должности начальника Госпожнадзора по Пермскому краю (тот слег в больницу) и его заместителей. В общей сложности санкции коснулись семи руководителей краевого МЧС. Кроме того, было объявлено, что по всей стране начинаются внеплановые проверки развлекательных заведений.
В свою очередь губернатор Пермского края отправил в отставку ряд чиновников, ответственных за проверку на предмет пожарной безопасности клуба «Хромая лошадь». Отстранены глава Ленинского района Перми Иван Воронов (после решения губернатора главу района увезли с работы на «скорой») и глава «Центра технической инвентаризации Пермского края» Татьяна Магзумова.
Штрафовать, ужесточать, закрывать
Директор департамента надзорной деятельности МЧС России Юрий Дешевых посетовал, что инспектора Госпожнадзора в Перми в прошлом году, проверяя «Хромую лошадь», действовали по инструкции, но инструкции нужно менять. «Такой объект, как «Хромая лошадь», относится к предприятиям малого бизнеса. Мы можем проводить плановую проверку не чаще, чем один раз в три года. За исключением осуществления контроля тех нарушений, сроки исполнений которых истекли. В данном случае срок предписания был установлен на декабрь 2009 года», -- пояснил Дешевых.
Представитель МЧС предложил внести поправки в должностные инструкции противопожарных служб и ужесточить требования к подобным заведениям. То есть закрыть все клубы, у которых только один вход и выход и нет современного противопожарного оборудования.
В сгоревшем клубе, как признал Юрий Дешевых, была система оповещения о пожаре, но пути эвакуации оказались закрыты, а все помещение было напичкано ивовыми прутьями и мешковиной -- огонь распространился по общей площади клуба за 118 секунд.
В качестве одной из действенных мер в МЧС предлагают увеличить штрафы для юридических лиц до 200 тыс. рублей (сумма штрафа должна быть сопоставима с расходами на противопожарную безопасность) или приостанавливать деятельность организаций до 90 суток, причем решение об избрании меры пресечения должен выносить не пожарный, а суд, чтобы избежать всевозможных подкупов.
Необходимо внести поправки, по мнению Юрия Дешевых, и в Уголовный кодекс: «Максимальный срок по части 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам) составляет семь лет. Это ничтожно мало для тех людей, по вине которых произошла трагедия».
Попытка № ...
Пермский пожар -- не первое крупное ЧП, связанное с халатностью чиновников и пожарных инспекторов в современной истории. 20 марта 2007 года сгорел Камышеватский дом престарелых в Краснодарском крае, погибло 63 человека. После пожара были проведены проверки в масштабах страны, сделаны соответствующие оргвыводы, написаны рапорты о выявленных нарушениях, и 21 июня того же года в Омской области при пожаре вновь погибли десять стариков. Требования к пожарной безопасности домов престарелых были еще более ужесточены, что не помешало погибнуть в огне десяткам людей: в ноябре 2007 года в Тульской области погиб 31 постоялец местного дома престарелых.
После каждой трагедии президент давал поручения генпрокурору, главе следственного комитета, главе МЧС и главе региона, где произошла трагедия. Каждый раз власти требовали провести тщательное расследование причин случившегося и доложить о виновных. И они докладывали, объявляли виновных, отправляли дела в суд, но итог был одинаков: в январе 2009 новый пожар в республике Коми унес жизни 25 стариков.
Горели не только богом забытые дома престарелых в сельской глубинке. В декабре 2006 года 45 человек погибли в результате пожара в московской наркологической больнице № 17. Пациенты не смогли самостоятельно покинуть горящее здание из-за решеток на окнах и закрытых запасных выходов. В 2007 году девять человек погибли в Московском институте государственного и корпоративного управления. Пожарные выходы были снова закрыты, и, спасаясь от огня, студенты выпрыгивали из окон верхних этажей и разбивались.
Пытаясь переломить ситуацию, в МЧС стали публиковать черные списки пожароопасных объектов. В них попадали торговые центры и рынки, общежития, школы, университеты, интернаты, монастыри, театры, больницы. В Москве в черном списке МЧС оказались: Центральная детская библиотека № 17, Общежитие ГУП ДЭЗ «Нагорный», общежитие Академии водного транспорта, общежитие Московского государственного университета геодезии и картографии, ООО «Очаковский молочный завод», УДС «Крылья Советов», кинотеатр «Рассвет», ДК «Железнодорожников».
Но почему в этих списках не было московского ночного клуба «911», который сгорел в марте 2007 при проведении огненного шоу, так и осталось неясным. Тогда в огне погибли десять человек. После этого внеплановая проверка коснулась всех увеселительных заведений страны. А в феврале 2008 года менее чем за час превратился в руины самый дорогой и гламурный клуб России «Дягилев». По счастливой случайности никто не погиб. Но в черных списках этого роскошного клуба тоже не было, да и кто посмеет включить в списки опасных место, где забронировать обычный столик стоило $3 тыс.
«Хромая лошадь» для Перми была местным «Дягилевым». Несмотря на низкие потолки, превышение количества людей на общую площадь зала, пожароопасную обшивку, закрытый запасной выход и узкий главный выход из ресторана, владельцам клуба, местным чиновникам и пожарным инспекторам все же понадобилась гибель сотни людей, чтобы прекратить работу гламурного заведения. До этого владельцам клуба было достаточно просто заплатить штраф пожарному надзору в размере 1 тыс. рублей.
Оргвыводы
Продавцы пиротехники в Перми уже убрали с прилавков пиротехническую продукцию со словами «нам не надо лишних проблем».
Директор компании «Пироцвет» Сергей Дербенев, как выяснилось, уже привлекался к ответственности за запуск фейерверков, травмировавший людей. Теперь он арестован. Его сын, устраивавший шоу в "Хромой лошади", получил серьезные ожоги.
В законности передачи помещения на улице Куйбышева, 9, с баланса Минобороны под развлекательный клуб теперь разбирается Генпрокуратура. Один из военных чиновников погиб при пожаре.
В администрации Пермского края неожиданно нашлись документы, в которых говорится, что в помещении клуба запрещено находиться более чем 50 посетителям, тогда как клуб принимал до 450 человек. Чиновники уволены, несколько сотрудников мэрии Перми пострадали при пожаре.
На жалобы местных жителей о шуме и грязи вокруг клуба владельцы помещения в свое время обшили стены пластиком и мешковиной. Теперь трое владельцев клуба арестованы, им предъявлены обвинения. Директор клуба скончался от сильнейших ожогов. Следователи не исключают, что вскоре будут новые аресты.