14 июля Совет федерации наверняка одобрит закон, предусматривающий повышение штрафов за нарушение ПДД.
Принятый Госдумой закон об изменении КоАП РФ и уточнении нормы административной ответственности за нарушение ПДД 14 июля должен быть рассмотрен Советом федерации. Документ поступит на подпись президенту России только если его одобрят сенаторы. А в том, что сенаторы одобрят введение новых штрафов для водителей, почти никто не сомневается.
Согласно принятому Думой закону выезд на встречную или на трамвайные пути встречного направления повлечет лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Сейчас за выезд на «встречку» предусмотрена такая же санкция. Однако вскоре при автоматической фиксации подобного нарушения будет взиматься штраф в размере 5 тыс. рублей (в настоящее время за это нарушение предусмотрен штраф от 1 тыс. рублей до 1,5 тыс. рублей).
Однако карать будут далеко не за каждое нарушение, зафиксированное камерой. «Для того чтобы зафиксировать правонарушение и найти водителя, нужно отчетливо видеть номер автомобиля, – признаются специалисты ГИБДД. – Если машина, например, выехала с перекрестка, и техника зафиксировала только ее боковую часть (госномера не были определены), наверняка этот водитель так и окажется безнаказанным. Если же автомобиль двигался по направлению к камерам (номера были зафиксированы), а потом совершил разворот, пересекая двойную сплошную, ГИБДД ничего не мешает приписать ему правонарушение». И тогда владельцу транспортного средства будет направлена квитанция для оплаты штрафа.
Непредвиденных расходов можно избежать, если за рулем находится не владелец машины. Новый закон уточняет процедуру возможного освобождения от ответственности собственника авто, если оно было во владении или в пользовании другого лица. О том, смогут ли в милиции найти это «другое лицо», чтобы выписать штраф именно нарушителю ПДД, владелец машины может не беспокоиться – ему достаточно представить документ, свидетельствующий о том, что своей машиной в момент фиксации нарушения он не управлял.
Нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, обернется для автомобилиста штрафом в 300 рублей (в действующей редакции — 100 рублей), а если это нарушение связано с поворотом налево или разворотом, то придется выложить от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей. Сейчас, впрочем, за подобное нарушение тоже могут оштрафовать на 1,5 тысячи рублей, но только в случае, если оно сопровождается выездом на «встречку».
Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением будет караться взысканием в 5 тыс. рублей или лишением права управления авто на срок от четырех до шести месяцев. Казалось бы, здесь депутаты решили пойти навстречу автомобилистам, так как в настоящее время за такое нарушение лишают прав на срок до полугода, причем денежный штраф вообще не предусмотрен. Однако многие опасаются, что предлагаемая «вилка» сделает эту норму коррупциогенной, так как в большинстве случаев водители постараются договориться с инспектором ДПС о сумме сверх официального штрафа, лишь бы не лишиться своих прав.
Депутат Госдумы, председатель комитета по транспорту нижней палаты парламента Сергей Шишкарев считает, что от такого рода «вилок» надо отказываться, однако это произойдет, по его мнению, лишь тогда, когда будет принят федеральный закон о правилах дорожного движения (сейчас, как известно, ПДД утверждаются постановлением правительства РФ). Пока же депутаты довольствуются принятием поправок в кодекс, с завидной регулярностью повышая штрафы за то или иное нарушение ПДД.
Вот и сейчас наряду с ужесточением наказания за грубые нарушения правил движения решено повысить штрафы за относительно безобидные погрешности. Так, например, в пять раз возрастет штраф за управление автомобилем с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований госстандарта регистрационными знаками (с нынешних 100 рублей – до 500). Причем никто так и не поставил вопрос о создании сети ремонтных мастерских, которые могли бы восстановить госномер с облезшей краской. Отсутствие возможности быстро отремонтировать поврежденный регистрационный знак вынуждает водителей проводить много времени в очередях для его замены. Потому-то и встречаются столь часто на наших дорогах автомобили, на которых госномер невозможно прочитать.
500 рублей придется выложить за езду на автомобиле со стеклами, светопропускание которых не соответствует требованиям техрегламента. То есть за недопустимую тонировку теперь также придется платить в пять раз больше, чем раньше, что, впрочем, не исключает возможности запрета эксплуатации транспортного средства, если водитель отказывается устранить причину нарушения. Однако хотелось бы напомнить, что устранить эту причину можно легко: необязательно сдирать пленку -- достаточно открыть передние окна (если, конечно, лобовое стекло не тонировано сверх нормы). А проверять светопропускание можно только с помощью специальных приборов, но никак не «на глазок».
Большинство новых санкций начнет действовать с осени, если сенаторы не прислушаются к претензиям автомобилистов и не отправят принятый Госдумой закон на доработку. Хотелось бы, чтобы Совет федерации внимательно рассмотрел все новации и одобрил только те, которые действительно повышают безопасность дорожного движения. Однако практика работы верхней палаты показывает, что такого рода законы обычно всерьез не обсуждаются. На их одобрение уходит около пяти минут, что, конечно же, не повышает уровень доверия к законодателю со стороны миллионов российских автовладельцев и автолюбителей.