В ближайшее время расстановка сил на мировом автомобильном рынке коренным образом изменится. Компании, десятилетиями продавашие миллионы автомобилей, развалятся, а вакантные места могут занять производители, чьи дела еще пару лет назад иначе как плачевными никто не называл.
Самые шокирующие новости пришли из-за океана. Американская «большая тройка» стала достоянием истории. Из трех гигантов только Ford пока еще не бьется в агонии, как-то поддерживая спрос на свою продукцию. Империя GM рухнула, корпорации чудом удалось избежать банкротства, однако почти половину из ныне существующих брендов придется либо продать, либо ликвидировать. Chrysler объявил о начале процедуры банкротства, в связи с чем резко активизировался FIAT, намеревающийся создать на останках Chrysler новый мегаконцерн.
Передел рынка неминуем. Сегодняшняя новость об объединении Porsche и Volkswagen только подтверждает это. Новый союз сможет занять место среди крупнейших автопроизводителей мира. Под знаменами нового альянса окажутся десять разных торговых марок. Но еще полгода назад совет директоров Porsche вел речь не об объединении, а о тотальном поглощении VW, однако долги в €9 млрд не позволили произвести захват. Теперь Porsche станет всего лишь одной из десяти марок нового автогиганта.
GM надеется выжить
GM уже объявил о ликвидации бренда Pontiac. Жертва вынужденная, очень болезненная как для концерна, так и для всей Америки в целом. Но именно неграмотная модельная политика привела к столь печальному результату. Попытка продавать Chevrolet Aveo под видом Pontiac -- одно из последних доказательств. До этого был непонятный кроссовер Aztec, провалившийся на рынке, невнятные минивэны на базе Chevrolet Uplander -- и ряд неудач еще можно продолжить. Попытки оживить спрос «нишевыми» предложениями вроде родстера Pontiac Solstice или седана G8 на базе австралийского Holden не смогли выправить финансовую ситуацию. Итог: Pontiac уже через полгода присоединится к Oldsmobile, ликвидированному пять лет назад.
Более щекотливая ситуация с Saturn: попытку продавать в США продукцию Opel, но под иным бэджем рынок не воспринял всерьез, да и предпочтения американцев сильно отличаются от того, что любят в Европе. Теперь Saturn выставлен на продажу. Среди компаний, уже обозначивших свой интерес к нему, упоминается даже Renault-Nissan. Для французов это может стать неплохим базисом для возвращения на рынок США, причем, как сообщают источники в GM, не исключено, что под маркой Saturn в Штатах будут продавать продукцию Renault-Samsung. Переговоры в разгаре, GM готов предоставить французам не только торговую марку, но и разветвленную дилерскую сеть.
Saab и Hummer находятся в наименее выгодном положении. Последний вообще оказался «не к месту и не ко времени», поскольку модельная гамма из двух внедорожников и специфика уже обрекли Hummer на меньшую популярность. Прожорливые моторы и немалые габариты сейчас не в моде. Saab еще пытается доказать, что прогресс возможен, однако две самые долгожданные новинки никак не могут дорасти до серийного статуса из-за нехватки средств. Речь идет о кроссовере 9-4X и новом поколении седана 9-5. Нынешний модельный ряд уже давно не в состоянии конкурировать с другими европейскими компаниями. Среди возможных покупателей Saab уже упоминались Geely, SAIC, даже FIAT, однако результатов пока нет, и ожидать решения вопроса до осени не стоит.
Ford пока на плаву
Ford имеет в своей модельной гамме несколько козырей, способствующих поддержанию работоспособности всего концерна. В США это Fusion и F-150, не покидающие верхние строчки рейтингов продаж, в Европе сильно стартовала новая Fiesta. Но некоторые активы придется продать. Первым среди них является Volvo. В последние годы шведы достигли неплохих показателей по продажам, однако и долгов набрать успели, и с ними придется разбираться уже будущему владельцу Volvo. Кто претендует на покупку шведской марки, пока неясно, но представители Ford на днях сообщили, что сделка должна состояться до июля.
Кроме того, Ford уже объявил о программе глобальной интеграции, то есть модельные гаммы европейского и американского отделений будут иметь больше общего, чем сейчас. Уже почти готова Fiesta для США, грядущий Focus также будет представлен по обе стороны океана. Основной принцип выживания -- сокращение расходов на разработку новых моделей.
Chrysler «по-турински»
А вот Chrysler повезло меньше остальных. Процедура банкротства уже запущена, и без помощи FIAT американцам не выжить. Уже объявлено об объединении, о планах разрабатывать новые модели совместно, о договорах с профсоюзами и UAW, но скептики неумолимы: объединение FIAT и Chrysler -- это союз двух хромых. Итальянцы еще не так давно сами находились в бедственном положении, а о качестве итальянской продукции наслышаны многие. Но планы у FIAT поистине наполеоновские. Под одной крышей итальянцы хотят объединить не только свои предприятия и Chrysler -- они надеются получить и Opel. Тогда в мире может появиться третий по величине автопроизводитель.
Русские идут
Однако судьба Opel еще далеко не решена. В числе компаний, рассматривающих возможность покупки немецкого бренда, теперь и группа ГАЗ, в качестве поддержки призвавшая Сбербанк России и канадскую Magna. В случае успешного исхода сделки газовцы не будут делать никаких финансовых вложений, а лишь предоставят производственное оборудование в России и обеспечат немецкому концерну продажи и сервисное обслуживание в странах СНГ.
Все заново
Результаты всех поглощений и объединений пока вырисовываются не особенно четко, но кое-что можно сказать уже сейчас. Альянс Porsche-VW может легко претендовать на лидерство в списке крупнейших автопроизводителей и занять 11% мирового рынка. Второе место перейдет к Toyota -- японцы вполне реально покрывают 10%. Ford может сохранить третье место и 9%. То есть в тройке лидеров больше нет GM. Имея в портфеле шесть марок, глупо претендовать более чем на 8% рынка. А снизу уже подпирает Renault-Nissan, с помощью «АвтоВАЗа» способный занять до 7%.