Наиболее популярными приложениями в российских социальных сетях остаются игры. Однако уже скоро ситуация может измениться, считают эксперты. Социальные сети могут стать площадкой для торговли товарами и услугами.
Все самые популярные российские социальные сети обзавелись собственными сервисами приложений для пользователей и API для сторонних разработчиков. Продолжительное время только «Вконтакте» и «Мой мир@mail.ru» развлекали своих пользователей различными приложениями, недавно к ним подключилась и сеть «Одноклассники», которая в конце мая объявила о выпуске API для разработчиков, а несколько раньше запустила ряд социальных игр от некоторых игровых компаний. Игровые приложения стали одним из самых удобных и эффективных способов монетизации социальных сетей.
По словам руководителя проекта «Одноклассники» Ильи Широкова, на данный момент игровыми приложениями воспользовались примерно 20% пользователей.
«Игры -- самый быстрорастущий сервис «Одноклассников», -- рассказал Infox.ru Илья Широков. -- В ближайшее время мы будем открывать платформу и для других, ставших уже традиционными приложений, а также, конечно, сотрудничать с разработчиками, чтобы выпустить на рынок уникальные приложения от «Одноклассников».
«В настоящее время наиболее популярными приложениями являются игры, которые демонстрируют хорошую динамику роста, -- сообщила Infox.ru вице-президент Mail.ru по коммуникационным сервисам Анна Артамонова. -- Аудитория игровых приложений постоянно увеличивается: уже сейчас 40% пользователей социальной сети «Мой мир@mail.ru» играют в игры. Соответственно, растет и прибыль: объем рынка, по нашим прогнозам, к концу 2010 года достигнет $50-100 млн».
«За последний год количество приложений выросло примерно на 2 тыс., -- сообщил Infox.ru руководитель пресс-службы социальной сети «Вконтакте» Владислав Цыплухин. -- В прошлом году мы полностью обновили платформу, то есть практически начали работу с нуля. Каждый день на модерацию приходит больше сотни приложений».
«Общее число приложений в «Моем мире» выросло более чем на 200%, при этом произошел серьезный качественный рост, -- добавила Анна Артамонова. -- Если раньше основная масса загружаемых приложений являлась обычными «флэшками», то сейчас основной объем попадающих в каталог приложений -- это полноценные социальные приложения, разработанные специально под «Мой Мир@mail.ru».
Популярность игр в социальных сетях объясняется тем, что большинство подобных приложений распространяется на условно-бесплатной основе (пользователь может играть бесплатно, но при желании имеет возможность заплатить за дополнительные возможности или внутриигровой контент). Кроме того, игровой механизм в социальных сетях предполагает большую степень вовлеченности игрока: если в «обычных» играх пользователь может поиграть определенное время и заняться другими делами, в следующий раз начав играть с того места, где остановился, то в некоторых социальных играх прогресс игрока напрямую зависит от того, как часто он возвращается к игре и делает ли он это в определенное время. Помимо этого игроки в социальных играх получают бонусы за привлечение друзей. Все это работает в конечном счете на благосостояние владельцев социальной сети и приложения. Последние могут зарабатывать немалые деньги, если их приложения популярны.
«Если взять центральную часть распределения по доходности приложений, то мы получим прибыль от 50 000 до 2 000 000 руб. в месяц, -- сообщила Анна Артамонова. -- Интересные приложения при хорошей маркетинговой поддержке могут зарабатывать до миллиона долларов в месяц. При этом 100% заработанных средств получают разработчики: «Мой мир@mail.ru» не взимает комиссии с создателей приложений. Кроме того, лучшим продуктам предоставляется пакет бесплатной рекламы в социальной сети, также площадка готова оказывать финансовую, технологическую и инвестиционную поддержку авторам перспективных идей».
«Это (заработок создателей приложений. -- Infox.ru) очень сильно зависит от популярности приложения, разница может составить и тысячу раз, -- пояснил Илья Широков. -- Помимо этого в каждом приложении есть свой уровень монетизации, так что доходы за одну игру могут отличаться на три-четыре порядка. Сейчас спустя всего месяц после запуска в самые популярные игры играют до миллиона пользователей в сутки. Уровень монетизации составляет, соответственно, до одного рубля на игрока в день. С помощью нехитрой арифметики можно определить, сколько зарабатывают авторы».
По словам Владислава Цыплухина, заработок авторов приложений для «Вконтакте» колеблется от десятков до сотен тысяч рублей в день.
Абсолютное большинство этих приложений игры, но эксперты считают, что и у бизнес-приложений есть хорошие перспективы.
«Наибольшую популярность в нашей социальной сети имеют игровые приложения, пока никаких трендов к изменению рейтинга нет, -- сообщил Владислав Цыплухин. -- Мы надеемся, что все изменит внедряемая нами платежная система, которая также позволяет создавать интернет-магазины внутри «Вконтакте».
Несколько подобных магазинов уже работают в «Вконтакте». В них за внутреннюю валюту сети можно купить как реальные товары вроде одежды и обуви, так и услуги, например взять антивирус в аренду.
«Несмотря на огромный интерес пользователей к играм, бизнес-приложения также имеют большие перспективы, -- считает Анна Артамонова. -- «Мой Мир» предоставляет независимым ресурсам уникальные технологические возможности для создания приложений, позволяющие без особых финансовых и временных затрат разрабатывать приложения-«витрины», дополнительные интерфейсы для взаимодействия с уже существующими интернет-сервисами и сайтами. Таким образом, независимым сайтам становится доступна многомиллионная аудитория социальной сети, открываются возможности дополнительного заработка. Например, можно интегрировать интернет-магазин в соцсеть, создав приложение типа «список желаемых покупок», или вообще создать интернет-магазин в виде приложения, что несложно реализовать на базе iframe-технологии».
Вероятно, «Вконтакте» и «Мой мир» станут первыми российскими социальными сетями, в которых «неигровые» приложения получат широкое распространение: по данным компании J’son & Partners Consulting, «Вконтакте» и «Мой мир@mail.ru» являются лидерами по посещаемости среди социальных сетей рунета. К началу 2010 году у них было 17,7 и 15,6 млн активных пользователей соответственно. Социальная сеть «Одноклассники», согласно данным из того же источника, входит в тройку лидеров в странах СНГ.