По данным аналитических компаний Dell`Oro, Global Industry Analysts, Juniper Research и Strategyanalytics, поставки телевизоров, оснащенных средствами подключения к интернету, в этом году вырастут почти вдвое в сравнении с 2009 годом и составят 85 млн штук. О будущем «телевизионного» интернета в эксклюзивном интервью для Infox.ru рассказал менеджер по продуктам Opera Software Арно Кайни.
-- Как вы оцениваете перспективы рынка телевизоров, оснащенных браузерами?
-- Рынок подключенных к сети ТВ растет колоссальными темпами. Сегодня около 25% продающихся в розничном канале телевизоров имеют возможность подключения к интернету, что открывает много новых возможностей.
Поскольку Opera нацелена на предоставление доступа к интернету на любом устройстве с экраном, мы, разумеется, работаем и на рынке ТВ. Наиболее очевидные пути использования веб-технологий для доставки контента в данном случае – это виджеты (небольшие программки быстрого доступа к веб-сервисам), порталы CE-HTML (упрощенные веб-страницы на открытых стандартах) и веб-приложения.
Мы также рассчитываем на скорейшее распространение новых перспективных стандартов, таких как OIPF и HbbTV (открытые стандарты для IPTV. -- Infox.ru). Обе они тесно связаны с веб-технологиями и для работы требуют веб-браузер, позволяющий вещательным компаниям предлагать распределенные приложения и порталы. Данные технологии будут продемонстрированы на выставке IPTV World Forum 23-25 марта в Лондоне. Таким образом, мы видим, что веб-движки становятся неотъемлемой частью «подключенных» ТВ, и Opera имеет интересы в этом сегменте уже довольно давно.
Что касается веб-браузеров, то пока OEM-производители «подключенных» ТВ не требуют их как обязательные атрибуты. Однако все больше таких производителей смотрят на веб-браузеры более внимательно, понимая, что веб-движок способен увеличить функциональность ТВ и предложить покупателям нечто такое, чего пока не могут предложить конкуренты.
Сейчас, на заре развития «подключенных» ТВ, мы видим много телевизоров со встроенными виджетами и приложениями. Но является ли такая модель масштабируемой? Вряд ли виджеты когда-нибудь полностью заменят полноценный доступ к вебу. Скорее всего, они будут сосуществовать в телевизорах.
-- В каком состоянии этот рынок находится сейчас?
-- Пока на рынке мало ТВ с полноценными веб-браузерами. В этом смысле Philips является пионером, поскольку она уже выпустила телевизор с браузером, реализованным на движке Opera. Philips проделала огромную работу, использовав набор инструментов Opera Devices SDK для создания своего собственного браузерного интерфейса. Мы уверены, что этот рынок будет только расти, однако, для того чтобы повысить его привлекательность, рынок должен «дозреть» до дизайна и удобства пользования веб-сайтами, предназначенными для просмотра с помощью ТВ. Учитывая тот факт, что ТВ становятся одним из основных способов доступа к онлайн-контенту, мы считаем, что такие изменения не за горами, как это было когда-то с веб-сайтами для мобильных устройств.
-- Существует ли некий набор условий на рынке, который бы поспособствовал увеличению доли таких особых, браузерных, телевизоров? И все ли из этих условий существуют уже сейчас?
-- Как я говорил выше, нужна комбинация факторов. Рост популярности платформы HbbTV в Европе приведет к тому, что веб-движок будет все чаще использоваться производителями ТВ. Они, конечно же, хотят расширить функциональность телевизоров за относительно небольшие деньги. А новое поколение пультов ДУ существенно увеличит привлекательность этой функциональности для пользователей. В качестве примера можно привести консоль Nintendo Wii, в которой браузер от Opera управляется с помощью чувствительного к положению пульта ДУ. Кроме того, мы работаем над пользовательским интерфейсом, более адаптированным к особенностям ТВ. В этом нам помогает опыт создания интерфейса браузеров для мобильных телефонов, таких как Opera Mini.
-- Как, по вашему мнению, можно решить проблему сохранности личных данных пользователя? Изобретать файерволы и антивирусы для телевизоров?
-- Скорее всего, вы не будете работать в интернете с телевизора так же, как вы это делаете с помощью персонального гаджета. Поэтому ТВ должен «уметь» переключаться между профилями пользователей, обеспечивая при этом легкий доступ к контенту. Кроме того, веб-браузер должен работать с метаданными ТВ-каналов, чтобы предугадывать желания пользователей и дополнять контент ТВ-программ.
-- Кто потребитель подобных решений? Могут ли они быть популярными у массового пользователя, или это только для активных пользователей сети?
-- Конечно, на раннем этапе развития рынка, на котором мы сейчас находимся, «гики» будут первыми, кто попробует такие возможности в ТВ, но сама технология рассчитана не только на них, а на массовый рынок. То же самое было характерно и для рынка мобильных устройств, и настольных ПК. Постоянный доступ к вебу независимо от устройства хотят иметь все больше людей, и я не вижу причин, по которым телевизоры должны выпасть из этой тенденции. Следующим «большим трендом» будет упрощение доступа к контенту с помощью любого устройства. Если вы пользуетесь браузерами Opera, вы, возможно, уже применяете технологию Opera Link, которая позволяет сохранять настройки браузеров (такие как закладки и панель быстрого доступа к сайтам) и синхронизировать их между всеми устройствами с Opera на борту. Это одна из тех опций, которая получит дальнейшее развитие, в том числе и в телевизорах.
-- Полноценная работа в сети требует мыши, клавиатуры, ну или touchscreen, на худой конец. У телевизора есть только пульт ДУ. Как организовать комфортную и полноценную работу с сетью через телевизор в столь ограниченных условиях?
-- Разработка интерфейса -- это во многом задача производителей телевизоров, которым мы готовы помочь. Если пульт ДУ – единственный способ управления телевизором, то мы предлагаем инструменты для разработки удобного интерфейса именно для такого взаимодействия. Например, такие возможности, как режим просмотра, при котором навигация по странице возможна привычными кнопками ДУ, или «умная» система, которая позволяет удобно перемещаться по гиперссылкам на веб-странице.
Кроме того, производители телевизоров начинают предлагать пульты ДУ нового поколения, с полноценными клавиатурами, сенсорами положения (миниатюрными гироскопами), тачпадами. Однако я бы не сказал, что удобное управление нельзя реализовать с помощью имеющихся технологий. На самом деле то же мнение бытовало и несколько лет назад в отношении мобильных устройств. Тогда все считали, что реализовать удобный интерфейс на маленьком экране невозможно. Как мы теперь видим, это все же не так.