Чума и браки по обоюдному согласию стали теми поршнями, что подтолкнули экономику Англии и других североевропейских стран к промышленной революции.
Голландские ученые Тине де Мор (Tine de Moor) и Ян Лейтен Ван Занден (Jan Luiten Van Zanden) из Университета Утрехта пришли к выводу, что изменение модели брака в позднем Средневековье имело серьезные последствия как для самих женщин, так и для экономического развития изменившихся регионов. Речь идет об Англии и Нижних землях (исторические Нидерланды, которые включают современную территорию Бельгии, Люксембурга и Нидерландов). В Северо-Западной Европе в XV-XVI веках люди сочетались браком примерно в 25 лет, при этом внебрачные дети в то время были редкостью. Это была уникальная для того времени модель европейского брака.
В XV веке брак заключался только с согласия обеих сторон
Исследователи выяснили, какие факторы улучшили положение женщин.
Во-первых, католическая церковь выдвинула концепцию, что брак может быть заключен только с согласия и жениха и невесты. Следствием стало то, что родители постепенно потеряли возможность заранее договариваться о браках своих детей.
Во-вторых, значительный демографический упадок в XIV веке в результате «Черной смерти» и других эпидемий вызвал дефицит рабочей силы. За счет дефицита большее количество женщин устроились на работу, а их заработок значительно повысился. В таких странах, как Англия и Нидерланды, незамужние девушки в возрасте от восьми лет могли работать в качестве домашних служанок. В то же время в Италии и других странах Южной Европы такую роль могли выполнять уже только замужние женщины.
Есть и другие примеры продвижения женщин «по службе». Например, помощники кровельщиков, которыми обычно были женщины, получали на Севере зарплату, составляющую треть заработка самого кровельщика (один пенс против трех). После 1348 года заработок помощников кровельщиков повысился: в 1360-х годов -- до двух пенсов, а в конце XIV века -- до трех. Доход же самих кровельщиков достиг только четырех пенсов. Это один из самых ярких примеров значительного повышения заработка женщин после 1348 года. Кроме того, правительственные постановления тоже были для них благоприятными: «Статут о рабочих» 1444 года повысил зарплату женщинам до четырех с половиной пенсов. То есть они фактически стали получать больше, чем неквалифицированные работники-мужчины, чья ставка составляла только 3,5 пенса.
Профессиональная подготовка с детства
«Благодаря высокой зарплате молодые люди и девушки смогли освободиться от родительской опеки. В это время развивался труд, ориентированный на рынок: работа, за которую платили, стала ключевым этапом жизненного цикла. Девочки начинали свою карьеру служанками, а мальчики -- подмастерьями: они приобретали необходимые навыки и сбережения, чтобы вести в дальнейшем свое собственное хозяйство. В это время молодежь в возрасте 12-14 лет переезжала в города, где появлялись новые рабочие места, или в другие области страны, где была перспектива получить хорошую работу. Часто даже после брака и появления собственного хозяйства оплачиваемый труд продолжал оставаться главным источником доходов семьи. Так что не только рост потребности в рыночном труде изменил модель брака, но и, наоборот, новая модель брака привела к росту зависимости человека от оплачиваемого труда», -- отметили в своей статье исследователи.
Способ наследования детьми состояния родителей тоже изменился и сыграл важную роль. В Южной Европе за дочерей продолжали давать приданое, соответственно, девочки получали наследство в момент замужества. Схема привела к тому, что все стремились заключить браки пораньше. В это же время в Северо-Западной Европе дети получали свое наследство только после смерти родителей, то есть заключение браков здесь уже не было связано с желанием получить материальную выгоду.
Люди старались не заводить незаконнорожденных детей
Можно было бы ожидать, что в обществе, где люди практически не сочетались браком до 25 лет, должно было бы появляться много незаконнорожденных детей. Но в Англии и Нижних землях такого не случилось. Ученые отметили, что «пары в то время пытались максимально ограничить свою сексуальную активность. Было очень важно избежать появления детей. Практика ухаживаний в Северо-Западной Европе показывает, что пары, особенно уже официально обрученные, ограничивались только знаками внимания друг к другу и невинными ласками».
Исследователи считают, что позднее Средневековье в Англии и Нижних землях стало «золотым веком женщин», а также отмечают, что изменения значительно улучшили экономическую ситуацию регионов в целом: больше людей вовлекалось в работу, да и получение нового места было связано с конкуренцией. Родители могли быть уверены, что их дети теперь получат лучшее образование и в дальнейшем смогут заниматься своим ремеслом.
В то же время дети теперь меньше заботились о своих родителях, достигших преклонного возраста. «Инвестиции в человеческий капитал (образование и профессиональная подготовка) стали нормальной частью жизненного цикла молодых людей и девушек, в результате чего повысился возраст вступления в брак. То есть теперь вместо того чтобы смотреть назад (сосредоточиваться на заботе о родителях), хозяйство сориентировалось вперед (родители начали вкладывать в свое потомство)», -- подвели итог историки.
Статья «Власть женщин: европейская модель брака и рыночный труд в районе Северного моря в позднее Средневековье и раннее новое время» («Girl power: the European marriage pattern and labour markets in the North Sea region in the late medieval and early modern period») опубликована в последнем номере Economic History Review.