Английские ученые полностью оцифровали фрагменты средневекового корабля, найденного в Уэльсе. И начали создавать копии обломков, из которых затем попытаются собрать древнее судно.
Средневековый корабль (Newport Medieval Ship), который датируется XV веком, был обнаружен на берегу реки Уск в июне 2002 года. Археологи провели раскопки и подняли из земли все обнаруженные фрагменты. После этого международная группа ученых в течение шести лет занималась чисткой и оцифровкой более 1700 фрагментов корабля. В конце концов реставраторы создали настоящий цифровой архив всех его элементов.
Технология селективного лазерного спекания
Теперь же эти трехмерные изображения в рамках четырехлетнего проекта ShipShape по воссозданию первоначального внешнего вида корпуса корабля попали в руки специалистов Производственно-инженерного центра при Кардиффском университете. Сам проект ShipShape ведет Университет Уэльса в Лампетере вместе с городским советом Ньюпорта при финансовой поддержке Исследовательского совета по гуманитарным наукам. Цель проекта – создание точной модели корабля в масштабе 1:10. Для этого специалисты из Промышленно-инженерного центра используют технологию селективного лазерного спекания.
Технология селективного лазерного спекания позволяет быстро создавать муляжи объектов на основе цифровых моделей. Электронная модель делится на тонкие слои, а затем лазер поэтапно спекает пластиковый порошок, придавая муляжу нужные формы. Такая технология позволит археологам получить абсолютно точную модель средневекового корабля со всеми самыми мелкими конструкторскими отверстиями.
«Корабль был сильно деформирован за те столетия, что пролежал в земле, поэтому изначальную форму и размер корабля определить довольно сложно. Традиционные подходы исследовательской работы включают создание муляжа корабля из таких хрупких материалов, как картон. В данном случае это сделать практически невозможно. Поэтому нам потребовалась технология, позволяющую создать твердую модель с максимальным количеством деталей. Мы заказали экспертизу, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы у Промышленно-инженерного центра, так как они могли найти нужное решение, соответствующее нашим требованиям. Технология селективного лазерного спекания позволит создать твердую, не поддающуюся деформации модель, на основе которой археологи уже смогут приступить к воссозданию корпуса корабля из найденных фрагментов», -- рассказал один из исследователей Найджел Нэйлинг (Nigel Nayling) из Университета Уэльса в Лампетере.
Джерант Эванс (Geraint Evans) из Промышленно-инженерного центра отметил, что технология селективного лазерного спекания позволяет создавать сложные модели на основе системы автоматизированного проектирования. «С помощью этой методики мы можем создать масштабированную модель корабля со всеми отверстиями для болтов и креплений, которая поможет в работе археологов», -- рассказал Эванс.
Судьба средневекового корабля
Длина готового муляжа будет составлять 3,5 м, а ширина – 0,8 м. Длина настоящего судна достигает примерно 25 м: на таком большом корабле средневековые моряки могли совершать путешествия на материк. Изначально у исследователей не было планов полностью сохранять найденный корабль, однако широкая общественность выступила за полную консервацию такой важной находки. По предварительным расчетам, полная реконструкция корабля обойдется в £3,5 млн. Все фрагменты корабля сейчас хранятся в специальном помещении, которое местные власти называют «самым крупным центром по консервации дерева в Великобритании».
Предметы, найденные на корабле, свидетельствуют о том, что судно в XV веке торговало с Португалией. Из-за обилия предметов, связанных с Португалией, некоторые ученые даже полагают, что судно могло быть построено именно там. Дендрохронологический анализ показал, что некоторые бревна, которые использовались как при строительстве корабля, так и при его дальнейшем ремонте, датируются 1465-1466 годами. Под кораблем археологи нашли люльку – судя по всему, судно вытащили для ремонта на берег, но затем бросили.